Введение в еврейскую нумизматику

13.04.2001

Подлинники и фальсификации эпохи Ренессанса

Эпоха Возрождения XVI-XVII веков принесла в Европу новые идеи, и многие ученые стали интересоваться еврейским наследием, в том числе и монетами, так как именно монеты удивительно полно могут выразить историю еврейского народа. Конечно, сами по себе, для человека несведущего они ничего не представляют, но опытный профессионал-нумизмат, а значит и историк, ибо, если человек интересуется монетами, он не может не знать историю, — сразу поймет, какова их ценность. Ученым этого времени были чужды националистические предрассудки, и они хотели узнать о наследии того народа, от которого к ним пришла Библия. Еврейская культура вообще в то время была практически не известна. Как таковой нумизматики еще не существовало, и никому не приходило в голову изучать историю народа через монеты. Была также еще одна трудность: еврейские монеты не так уж часто встречались в Европе. Но на рынках часто можно было встретить фальшивые еврейские монеты. Поскольку сравнивать было не с чем (оригиналов не видел почти никто), то многие ученые поспешили причислить эти поддельные монеты к настоящим.

Интуиция первых профессионалов

Одним из первых ученых, всерьез начавших изучение еврейских монет, был Каспари Вазери, живший в начале XVII века. Он создал уникальный сборник описаний подлинных еврейских монет, в том числе изображение шекеля (Рис. 1), который был отчеканен в первый год иудейской войны против Рима. На этой монете изображена буква алеф, что значит "один" или "первый", в данном случае — первый год войны (66 г. н. э.). Впрочем, Везери истолковал эту букву неправильно: он решил, что "один" означает достоинство монеты — один шекель. Видимо, будучи человеком образованным, он читал еврейские источники, в которых говорилось о существовании монеты в пол-шекеля, однако сам никогда ее не видел. Возможно, он также слышал о существовании или видел монеты с буквой бет (два), гиммель (три) и далет (четыре), но эти буквы также относятся не к достоинству монеты, а к соответствующим годам иудейской войны. Начиная с XVII века, изображения еврейских монет часто встречались в текстах книг на соответствующую тематику, они использовались в качестве орнаментов для карт Святой Земли.

Рисунок с изображением еврейских монет из альбома отца Каспари Вазери, 1605 г.

1. Шекель времен Иудейской войны против Рима, серебро, 66 г. н. э.
Аверс: чаша и надпись "Израильский шекель. Первый"
Реверс: Гранатовая ветвь и надпись "Святой Иерусалим"
2. Поддельная монета с изображением Иисуса, бронза, прибл. XVI-IXX вв.
Аверс: Профиль Иисуса и надпись "Иисус, Б-г наш" по горизонтали
Реверс: "Пришел мессия, царь человеческий, не умер, но жив вечно"
3. Монеты с изображением Родиана, 4 и 1 вв. од н. э.
Аверс: Роза и бутон
Реверс: Роза, бутон и надпись "Рождение"
В течение нескольких веков считалось, что "тридцать серебряников", за которые Иуда предал Христа были именно этими монетами
4. Монета Иудея Капта и изображением Тита, бронза, 80-81 гг. н. э.
Аверс: Изображение императора Тита
Реверс: Пальмовая ветвь, которую держит пленный еврей и плачущая еврейка, вокруг надписи: "Иудея захвачена" и "По указу Сената"
5. Сестерций Нерва, бронза, 96 г. н. э.
Аверс: Изображение императора Нерва
Реверс: Пальмовая ветвь (символ Иудеи) и надпись "бремя fiscus Iudaicus (подушный налог) окончилось".
6. Фальшивая монета Царя Давида, белый металл, сплав, XVI-XVII вв.
Аверс: Врата Иерусалима и надпись: "Иерусалим, священный город"
Реверс: Надпись: "Царь Давид и сын его Соломон"
7. Половина шекеля времени Иудейской войны против Рима, серебро, 67 г. н. э.
Аверс: Чаша Омери надписи по кругу: "Половина Шекеля", "Год второй"
Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим"
Вазери изобразил половину шекеля, очевидно, по описанию, не видя монету лично. Однако, благодаря своей эрудиции, его изображение весьма близко к оригиналу. В отличие от настоящей монеты, на монете, изображенной Вазери написано "Половина израильского шекеля" и "Второй".
8. Шекель времен Иудейской войны против Рима, серебро, 68 г. н. э.
Аверс: чаша Омер и надписи: "Израильский шекель", "Год третий"
Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим"
Здесь научная интуиция подвела Вазери, так как он неправильно истолковал надпись на монете и предположил, что она должна означать "треть шекеля"; еврейской монеты такого достоинства никогда не выпускалось.
9. Четверть шекеля Иудейской войны против Рима, серебро, 66 г. н. э.
Аверс: чаша Омер и надпись "Четверть шекеля", "(Год) первый"
Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим"
В данном случае интуиция Вазери помогла ему. Монеты достоинством в четверть шекеля действительно чеканились в первый и четвертый год Иудейкой войны. Он ошибся только насчет дизайна монеты: на аверсе изображались три пальмовые ветви.
10. Монета Сулеймана Великолепного (Законодателя), золото, 1520 г. н. э. (слева)
Монета Мурада III, золото, 1574 г. н. э. (справа)
Это две оттоманские монеты. Монета Сулеймана — подделка. Второй монеты также не существовало.
11. "Эфес цистофори", чеканилась во время правления Клавдия, 42-54 гг. н. э.
На монете изображается храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес света.
12. Денарий Тиерия, серебро, 26-37 гг. н. э.
Аверс: Изображения императора Тиберия
Реверс: сидящая женская фигура с ветвью