Top.Mail.Ru

Еврейское царство Химйар

05.07.2001

На протяжении веков евреи оказывали влияние на народы, с которыми контактировали. Зачастую это приводило к тому, что среди этих народов находилось немало людей, искренне принимавших веру Авраама, Ицхака и Иакова. В истории человечества известно несколько государств, где иудаизм начинал доминировать, и где престол правителя занимал убежденный иудей. Среди ярких страниц общей еврейской истории выделяется царство Химйар.

Михаил Родионов

доктор исторических наук





Йемен овеян легендами. Многие верят, что эта земля рождает самых искусных волшебников и прорицателей, вещих стихотворцев, сладкоголосых певцов, хитроумных торговцев и грозных воинов. О йеменской царице Савской, или Билкис, и ее легендарной встрече с царем Соломоном говорилось в предыдущей публикации. Не менее увлекательна, однако, история йеменского царства Химйар, возникшего в конце 2 века до нашей эры и завоеванного в начале 6 нашей эры века Эфиопией. Относительная скудость научных сведений о державе Химйаритов (тщательно собранных в работах отечественных ученых Н.В. Пигулевской и А.Г.Лундина) щедро возмещается красочными преданиями в прозе и стихах.

Начнем с науки. Возвышение Химйара относится к тому времени, когда греческие мореплаватели научились использовать муссонные ветры и установили прямое сообщение между Египтом и Индией. Тогда "Счастливая Аравия" потеряла монополию на индийскую торговлю. Оживленные порты Адена и Каны перестали привлекать международных негоциантов, интерес которых сосредоточился на красноморском побережье, владении химйаритов. Старые южноаравийские государства Саба, Маин, Катабан и Хадрамаут померкли перед Химйаритским царством и его столицей в Зафаре, что к северу от нынешнего Таизза.

И по сей день любой мальчишка в йеменском поселке Йарим знает: вот тут находилась ставка последней и самой могущественной династии древнего Йемена, а в этих горах возвышался неприступный царский замок Райдан.

Переживая взлеты и падения, Химйаритская держава стала к 4 веку нашей эры объединенным государством всего Йемена. Поклонение местным богам было вытеснено официальным культом Единого Бога — Милостивого Владыки неба и земли. Помимо местных корней, йеменское единобожие зависело от иудаизма, а позже и от христианства. Религиозные пристрастия, несомненно, имели также политическую подоплеку. Ведь Византия и Сасанидский Иран стремились подчинить Химйар, споря за власть на морском пути в Индию и Китай. Многовековая борьба с христианской Эфиопией, союзницей Византии, велась в Химйаре под знаменем иудаизма. В иудаизм переходила местная знать, кайли. Об этом, в частности, говорит археологическая находка 3 или 4 веков близ Хайфы в подземном кладбище Бет Шеарим. На одном из надгробий сохранилась греческая надпись "химйаритский кайль". На другом высечено "Менахем Коль Химйар". Иудаизм принимали и некоторые химйаритские цари.

Одним из первых иудеев на химйаритском престоле был, по-видимому, Йасир Йохнаам (умер в 275 г.), перешедший в иудаизм в 270 году. Тогда же он, если верить арабским источникам, двинул свои войска на эфиопское Аксумское царство и закрепился на время в восточной Африке. За мужество и силу этот царь получил у йеменцев прозвище Зул-Карнайн, или Двурогий, как величают и самого Александра Македонского.

Через полвека Хасан ибн Асад, родственник Йасира Двурогого, также принял иудаизм, а жена Хасана была либо еврейкой, либо прошедшей гиюр, если судить по ее имени — Балкис Макада: царица Савская соответственно в общееврейской и фалашской (эфиопско-еврейской) традициях. Йеменцы верят, что с концом правления Хасана пришел конец и знаменитой Марибской плотины, после чего плодороднейшие земли страны превратились в пустыню. Еврейское и одно из арабских преданий утверждает, что и отец Хасана, царь-полководец Абукариб Асад, жил и умер евреем.

Среди древнейших центров иудаизма в Йемене был Наджран, где сходятся торговые пути из Эрец Исраэль через Хиджаз и из Месопотамии через аравийский оазис Йемаму. В химйаритской столице Зафаре найдена первая несомненно иудейская надпись, видимо относящаяся к 378 году. Некий Йехуда заказал ее для дома Йаккуфа, возможно синагоги. Язык надписи — южноаравийский, шрифт йеменский. Там, в частности, говорится: "С помощью и при поддержке Господа его, Который сотворил дыхание его, Господина над живыми, Господина на небе и на земле, Того, Кто создал всякую вещь; и молитвами народа его — Израиля". В этой надписи упомянут и царь Зараамар Айман, брат царя Абукариба Асада, обратившего, как гласит легенда, йеменцев в иудаизм. Арамейская приписка делает этот текст единственной двуязычной надписью такого рода, обнаруженной в Южной Аравии.

Не менее важна еврейская надпись примерно того же времени, обнаруженная в йеменской деревне Байт ал-Хадир к востоку от Саны. В ней перечисляется двадцать четыре разряда священнослужителей Иудеи — Мишмарот hа-Коhаним.

Сообщения о том, что иудейские священники из Тивериады в 6 веке неоднократно приезжали в Йемен, также подтверждают предположение о регулярных связях между Израилем и Йеменом и о прочном влиянии религии евреев в Химйаритском царстве. С середины 4 в. этому влиянию был брошен вызов христианством. Феофил Индус, посланец византийского императора Констанция, прибыл в Йемен, вел переговоры с местными правителями и способствовал возведению первых христианских церквей в Адене и Зафаре.

Против эфиопско-византийского проникновения в Южную Аравию выступил химйаритский царь-иудей Йусуф Зу Нувас, или Йосеф Асар, правивший в 517-525 годах. Предание считает, что Зу Нувас был потомком Абукариба Асада и, свергнув прохристиански настроенного Мадикариба Йафура, восстановил законную династию.

При Зу Нувасе иудаизм стал официальной религией Йемена. Объявив о принятии веры Израиля, новый царь разорвал союз с Эфиопией и, разбив ее военные отряды, восстановил власть Химйара над большей частью Йемена. Стремясь не допустить усиления Византии на Красном море, Зу Нувас искал поддержки арабского царя ал-Мунзира III из племени лахмидов, традиционных союзников Ирана.

На дальний север, в лахмидскую столицу Хиру, химйаритский царь слал письма, в которых призывал ал-Мунзира покончить с лахмидскими христианами, как поступил он сам с христианами Наджрана. За это сирийские источники назвали Зу Нуваса "Масрук, царь-гонитель". Христианская традиция обвиняет химйаритского царя в том, что, нарушив предварительный уговор, он бросил наджранских христиан в ров, где предал их огню.

Поздней это обвинение было подхвачено мусульманским преданием, опирающимся на коранические строки из суры "Башни": "Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими" (85: 4-10).

Зу Нувас, однако, не был гонителем всех христиан. Политика его направлялась только против монофизитов — течения, которого придерживались в Аксуме и, в тот момент, в Константинополе. Христиане-несториане, напротив, пользовались поддержкой и химйаритского царя, и шаха Ирана. Некоторые востоковеды оспаривают хронологию и отдельные подробности казни, постигшей наджранских христиан, но историческое ядро этой истории, видимо, достоверно.

Преследования наджранских христиан дали повод для нового эфиопского вторжения в Йемен в 525 г. Йеменская знать предала царя-иудея. Его войска потерпели поражение, а сам он погиб, бросившись на коне со скалы в море, ибо был окружен врагами и не хотел попасть им в руки. Йемен превратился в наместничество Аксума; начались репрессии против евреев.

Во главе страны встал Сумайфа Ашва. В надписях он титулуется царем химйаритов, но называет эфиопского негуса своим господином. Сумайфа был свергнут эфиопским наместником Абрахой, восстановившим Марибскую плотину и совершившим несколько военных походов на север.

Однако надолго удержаться в Йемене эфиопам не удалось. Для их изгнания местная знать обратилась за помощью к Ирану. В 576-577 гг. в стране воцарился кайль Сайф ибн Зу Йазан, ставленник персов, при котором гонения на евреев прекратились. Через полвека с лишним на юг Аравии пришел ислам. С тех пор память о славе Химйара и его царях-иудеях сохранялась лишь поэтами и книжниками.

Дальше начинается легенда. Точнее несколько легенд — еврейских, восточнохристианских, арабо-мусульманских, — противоречивых, не согласных между собой, но необычайно притягательных.
{* *}