Top.Mail.Ru

Евреи Армении

09.04.2002

Армения находится в Закавказье. Когда-то ее территория занимала значительно большее пространство. Армянская диаспора разбросана по многим странам мира и до сих пор связывает свои устремления с понятием Армения, применяемым в более широком смысле. В еврейских трудах по истории, географии, экзегетике можно найти немало сведений об этом замечательном народе. Образ жизни армян и их судьба в некоторых важных аспектах подобны судьбе еврейского народа.

Еврейская община в Армении появилась почти 2000 лет назад. Когда царь Тигран Великий в первом столетии до нашей эры покидал Палестину, он увел с собой 10 000 евреев. Известно, что в древние времена евреи жили в Армении, об этом даже упоминается в Гемаре. Однако в новое время еврейское население там отсутствовало. В начале XIX столетия евреи стали перебираться в Армению из Польши и Персии и организовали сефардскую и ашкеназийскую общины в Ереване, столице Армении. Немало евреев осело в Советской Армении во время Второй мировой войны и после нее. Численность еврейского населения в то время по приблизительным оценкам достигала 5000. При этом большая часть евреев проживала в Ереване.

Средние века

Средневековая Армения состояла из отдельных феодальных княжеств христианского вероисповедания, большую часть времени находившихся под иностранным управлением. Города уменьшились, население в них стало этнически более однородным, и евреев там, как правило, не было. Армяне приняли монофизитство — направление в христианстве, которое здесь (как и в Эфиопии) противостояло гегемонии Византийской церкви, заявляя о своей связи с древним Израилем. Моисей Хлоренский утверждал, что род Аматуни и армянская царская династия Багратуни (Багратиды) имеют еврейское происхождение. Багратиды, объявившие себя потомками царя Давида, восстановили Армянское царство. Оно просуществовало с 885 до 1045 года, а затем пало под ударами захватчиков-мусульман. Царская семья, чьи потомки жили до 1801 года в Грузии, придерживающейся ортодоксальных христианских взглядов, тем не менее продолжала заявлять о своем еврейском происхождении и сохранила соответствующие традиции. За падением Армянского царства последовал общий упадок. Многие армяне осели в Киликии (Византийская провинция в Малой Азии) и основали Малую Армению, союзницу Латинского королевства Иерусалим. Она просуществовала до 1375 года и была завоевана мамлюками. Армянские евреи исчезли как этническая группа, но частично были поглощены курдскими евреями.

Армения — “страна евреев”

В трудах, относящихся к средневековью и раннему периоду нового времени и повествующих об автономных поселениях евреев, неизменно упоминается Армения. Царство легендарного восточно-христианского императора Иоанна Престера, который то ли управлял еврейской землей, то ли соседствовал с ней, иногда помещают рядом с Арменией. Эфиопский труд по истории Kebra Negast, датируемый XIV столетием, утверждает, что Эфиопия будет помогать “Риму” (Византии) в ликвидации мятежного Еврейского государства в Армении. Географический сборник XIV столетия “Путешествие сэра Джона Мандевилла» (переведен на английский Е. А. Уэллисом под названием Queen of Sheba (1922), утверждает, что прикаспийские евреи были подданными царицы Грузии Тамары (1184—1212).

Армянская диаспора — наиболее близкая историческая параллель с еврейской диаспорой. При их сравнении обнаруживается много общего. И та и другая утратили свое государство и стали жить в основном в городах. Пути их расселения были схожи, они осваивали те же ремесла, получали специальные грамоты на привилегии и создавали общины. Кроме того, они сталкивались с одинаковыми проблемами ассимиляции и выживания, с одинаковыми психологическими стрессами и со всякого рода нападками, связанными с тем, что они были чужаками. На Украине и евреев, и армян обвиняли в том, что они лишили местных купцов и ремесленников средств к существованию из-за сплоченности общины, которую они проявляли вопреки конкуренции. Избиение армян также объяснялось протестом эксплуатируемых масс. Когда Турецкая Армения пришла в запустение из-за резни и депортаций во время Первой мировой войны, немцы планировали «послать польских евреев», чтобы вновь заселить страну. Численность евреев в Советской Армении к 1959 году достигла 10 000.

Больше всего евреев перебралось в Армению в 1965—1972 годах. Это были главным образом инженеры, военные, интеллигенция, которые приезжали из России и Украины со своими семьями, привлеченные более мягким режимом в то время в Армении. Сейчас численность еврейской общины составляет около 1000 человек. Но из-за очень большого количества смешанных браков некоторые аналитики считают, что реальное число на несколько сотен человек выше. В советские времена в Ереване, особенно после 1967 года, еврейская община отправляла религиозные обряды, хотя это и носило вынужденно ограниченный характер и осуществлялось скрытно. Недавние эмигранты убеждались, что здесь религиозная деятельность общины по сравнению с другими республиками Советского Союза упрощается, так как антисемитизм в Армении менее развит и она более либеральна. После распада Советского Союза почти все евреи, эмигрировавшие сюда ранее, совершили репатриацию в Израиль. Особенно быстро это происходило в трудные времена Нагорно-Карабахского конфликта. В то время помимо евреев, эмигрировала почти одна шестая часть всего армянского населения. Сейчас в Армении проживают около 400 еврейских семей. Правительство не проводит дискриминационной политики в отношении евреев и других малочисленных национальных общин — русских, курдов, грузин, греков, ассирийцев и др. Все имеют равные права на работу, жилье и медицинское обслуживание. Национальные меньшинства могут сохранять свой язык и традиции. Однако на самом деле большинство из них говорит по-армянски.

Еврейская община Армении арендует офис в центре Еревана. Это общественная неправительственная организация, зарегистрированная министерством юстиции Армении в 1991 году. В 2000 году регистрация была продлена. Члены общины в большинстве своем — интеллигенция, государственные служащие. Община организовала воскресную школу, в которой занятия проводят преподаватели из Государственного университета Армении и обучаются 36 студентов. Кроме того, община осуществляет разнообразные культурные мероприятия и помогает нуждающимся при поддержке Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт». С 1997 года и по сегодняшний день еврейская община Армении отмечает праздники — Рош-hаШана, Пурим, Хануку, которые посещают приблизительно 300 человек, в основном члены еврейской общины и их семьи. Во время праздников молодежь поет еврейские песни и танцует национальные танцы. Община проводит субботние Б-гослужения, а также организует мероприятия в память жертв Холокоста и трапезы для участников Второй мировой войны.

Мария Лившиц

{* *}