Top.Mail.Ru

Еврей Финляндии

10.06.2002

Предыстория общины.

Проект синагоги в Хельсинки 1904 год Более пятисот лет — до 1809 года — территория нынешней Финляндии была частью шведского королевства. По шведским законам того времени евреям разрешалось селиться лишь в трех главных городах королевства, и все они располагались за пределами нынешней Финляндии. В 1809 году, после поражения Швеции в Русско—Шведской войне 1808—9 годов, Швеция потеряла контроль над Финляндией, и Финляндия стало частью Российской империи, под названием Великое княжество Финляндское. Однако там придерживались шведских законов и конституции, и поэтому евреям по-прежнему запрещалось селиться в Финляндии.

Служба евреев в царской армии.

История финского еврейства фактически началась в первой половине 19 столетия, когда Российские военные власти разрешили солдатам-евреям (так называемым кантонистам), которые служили в Российской армии на территории Финляндии, оставаться там после увольнения. Впоследствие присутствие евреев в этой стране было узаконено указом 1858 года, согласно которому демобилизованным российским солдатам и их семьям, независимо от религиозной принадлежности, разрешалось временно оставаться в Финляндии. Профессии, которыми могли зарабатывать на жизнь уволенные солдаты, определялись указом 1869 года (это относилось и к солдатам еврейской национальности). В 1889 году правительство издало специальный административный указ, чтобы узаконить проживание евреев в Финляндии. Этим указом значительному числу евреев, перечисленных поименно, разрешалось оставаться в стране только до особого распоряжения, и селиться лишь в некоторых, отведенных им городах. Им были выданы временные визы, сроком не более шести месяцев. Род занятий, доступных евреям, оставался тем же, что и в указе 1869 года, и на практике означал, что они должны были зарабатывать себе на жизнь, главным образом, торговлей подержанной одеждой. Им запрещалось присутствовать на ярмарках, или осуществлять свою деятельность за пределами места проживания. Малейшие нарушения этих правил служили поводом для изгнания из Финляндии. Детям разрешалось оставаться в Финляндии только до тех пор, пока они живут с родителями или не вступят в брак. Евреям, призванным в Российскую армию на территории Финляндии, не позволялось возвращаться туда по окончании службы.

Независимость Финляндии и борьба евреев за гражданские права.

Борьба за равные права для евреев началась в финском парламенте в 1872 году. Обсуждение этого вопроса в прессе, начавшееся в то время, продолжалось на протяжении 70-х— 80-х годов. Но в положении евреев Финляндии, тем не менее, никаких изменений к лучшему не происходило. К концу 1880 года в Финляндии проживало около тысячи евреев. Лишь в 1917 году, когда Финляндия обрела независимость, евреи получили гражданские права. 22 декабря 1917 года парламент одобрил акт, касающийся «народа, исповедующего Моисеев закон», а 12 января этот акт был обнародован. По этому акту евреи впервые могли стать гражданами Финляндии, а к евреям, не являющимся подданными Финляндии, с тех пор должны были относиться как к прочим иностранцам.

Меж двумя войнами.

Между двумя мировыми войнами численность евреев увеличилась до 2000, главным образом, в результате иммиграции из Советской России вскоре после революции. Многие молодые евреи обучались в университете, другие приобрели свободные профессии врачей, адвокатов, инженеров. Некоторые обратили свои деловые интересы в сторону промышленности и лесоводства, но большинство продолжало заниматься продажей одежды и тканей. За редкими исключениями, евреи не участвовали в политических партиях и не присоединялись к каким-либо политическим движениям.

Вторая Мировая Война и финское еврейство.

Во время финско-русской войны 1939-40 годов финские евреи сражались бок о бок со своими соотечественниками-неевреями. В финско-русской войне 1941-44 годов, в которой также участвовали финские евреи, Финляндия и нацистская Германия были союзниками. Несмотря на сильное давление со стороны Германии, финское правительство отказалось принимать меры против финских граждан еврейской национальности, которые, таким образом, сохранили гражданские права на протяжении всей войны. Об этом времени рассказывают немало историй, в том числе о том, как евреи проводили б-гослужения на русском фронте фактически под носом у нацистов, и о том, как еврейские общины Финляндии оказывали продовольственную помощь военнопленным евреям из России.

Послевоенный период.

Ворота общинного центра в Хельсинки После окончания войны интеграция финских евреев в финское общество завершилась. В войне за независимость государства Израиль участвовали финские евреи-добровольцы, а Финляндия снабжала Израиль оружием. Евреев-добровольцев из Финляндии в процентном отношении к численности общины было больше, чем добровольцев из других стран, где евреи проживали в диаспоре. В последующие годы наблюдался весьма высокий уровень алии. В настоящее время в Финляндии проживают около 1500 евреев, причем около 1200 живут в Хельсинки, около 200 — в Турку, и примерно 50 — в Тампере. В Хельсинки и Турку имеются организованные общины ашкеназских евреев с собственными синагогами, построенными соответственно в 1906 и 1912 годах. Еврейская община Тамперы прекратила свое существование в 1981 году. Эти общины являются членами Центрального Совета еврейских общин Финляндии, консультативного органа, занимающимся проблемами евреев в Финляндии. Этот совет в свою очередь — член Европейского Совета еврейских общин и Всемирного Еврейского Конгресса. Также поддерживаются связи с общинами других северных (Скандинавских) стран.

В настоящее время большинство финских евреев — либо наемные работники, либо представители свободных профессий. Некоторые работают государственными служащими. Среди евреев, которые прежде занимали высокое положение стоит упомянуть Макса Якобсона, бывшего постоянного представителя Финляндии в ООН Среди музыкантов несомненно заслуживает внимания ныне покойный Симон Пармет, композитор и дирижер. Заслуживает упоминания также ныне покойный художник Сэм Ванни, член Финской Академии и Европейской Академии Наук, Искусств и Литературы. Рафаэль Варди, еще один член общины — тоже очень известный художник. В 1979 году Бен Зисковиц стал первым финским евреем, избранным в Парламент, где он продолжает работать и по сей день.

Мария Лившиц

{* *}