Top.Mail.Ru

Хайбар – последняя цитадель

06.01.2003

Город расположился на нагорье Харрат — Хайбар, месте очень благоприятном для сельского хозяйства, что вообще-то редкость в Аравии. Потому места эти издавна были густо заселены. И не кем-нибудь, а евреями, причем различить в то время, кто был потомком поселенцев времен Моше или Давида, а кто принадлежал к местным кланам, принявшим веру Моисееву, было более чем трудно. Важно то, что в VI-VII веках евреи составляли главную силу области Харрат — Хайбар. Даже само название производили от имени Хевер, жена которого Яаэль убила некогда ханаанейского полководца Сисру, вторгшегося в Эрец (об этом вы можете прочитать в ТаНаХе). Жило здесь немало и арабских языческих племен. Каждое еврейское племя (или клан, если угодно) имело свой замок – очень хорошо укрепленный, с запасами продовольствия и оружия на случай осады, со сложными источниками водоснабжения, тайными подземными ходами и прочими тайнами Востока. Земли Харрата были разделены между племенами. Увы, из-за этих земель и источников воды, племена – как это ни горько сказать, даже еврейские! – часто враждовали между собой. Чего им делать не следовало бы: крепла сила ислама на Аравийском полуострове, мусульмане были едины, а до пресловутого «арабского единства», когда каждый делает пакости другому, а дружно кричат только об уничтожении Израиля, было еще далеко.

Но в 625 году нашей эры перекочевало в Хайбар племя Бану-Надир – евреи, изгнанные из Ясриба (теперь уже Медины) Мухаммедом. Им принадлежали крупные угодья в Харрат — Хайбаре. И Бану-Надир попытались сплотить хайбарские племена для борьбы и обороны. Это им удалось, и Хайбар превратился в еврейскую цитадель. Последнюю на Аравийском полуострове.

В 628 году войска, ведомые Мухаммедом, вторглись в Хайбар. Сначала они получили мощный отпор и перешли к тактике раскола. Тут надо отметить, что не всем старейшинам еврейских племен пришелся по вкусу союз с язычниками. Язычникам же не особо нравилось высшее положение евреев в общем союзе. Опять увы, но и среди евреев не оказалось должного единства, и каждый клан предпочитал оборонять свои земли и свои замки. Так они и были разбиты по одиночке. Лишь один замок продержался два месяца, пока предатель из местных не навел нападавших на источник воды, а они не отвели воду от замка. А без воды в условиях Аравии долго не продержишься. (В других местах, впрочем, тоже.)

Вождь Бану-Надир был казнен. Дочь его Сафию, чей муж пал в сражении, Мухаммед взял себе в жены. И, надо сказать, она стала его верной женой, за что члены ее рода получили привилегии. У евреев конфисковали земли и раздали мусульманам, но позволили бывшим владельцам обрабатывать эти земли – как арендаторам. Землевладелец и арендатор на Востоке — это небо и земля. У сородичей Сафии, однако, земли не отобрали. Преемник Мухаммеда халиф Омар вспомнил, что перед смертью его предшественник сказал, что во всем Хиджазе нет места для двух религий. И повелел изгнать евреев. Кроме сородичей Сафии, которые потом приняли ислам. (Заметьте, что о язычниках вообще не было разговора: ислам дает им на выбор только смерть или обращение в мусульманство. Евреи в свои времена в их дела не вмешивались…)

Тут есть одна забавная деталь. Некоторые кланы, исповедовавшие иудаизм, а затем принявшие ислам, переселились с течением времени в Эрец Исраэль. К примеру, недалеко от Хеврона живет арабский клан Мухамара, считающий себя потомками хайбарских евреев. И вот вам дивный образец арабской логики: евреи – чужаки в Эреце, который арабская земля. Что и подтверждается тем, что Мухамара – потомки евреев. А значит, земля принадлежит им по праву.

Посмотрите в начало абзаца и попытайтесь понять: как разобраться с такой логикой?…


{* *}