Top.Mail.Ru

Субботники, в просторечии «жидовствующие»…

07.07.2003

Так появлялись русские по имени, скажем, Александр Исаакович Идельсон, украинцы с фамилией Капцензон, татары или узбеки

Земельманы и Гринберги. Кого это могло обмануть, не могу себе представить. Зато не еврейская часть населения обожала такие случаи обсуждать, добавляя обычно: «Папа – еврей, мама – еврей, а я сам – русский». И в том, что любой еврей сделает все, чтобы евреем быть перестать, были поголовно уверены и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгуз. (Друга степей калмыка не добавляю потому, что эта подлежащая высылке нация сама при возможности меняла преступную национальную принадлежность на что-нибудь менее подозрительное. Например, «киргиз» — безопасно и внешне похоже.)

А теперь представьте себе удивление переписчиков населения (еще в 30-е годы), когда крестьянского звания и истинно славянской внешности (хоть в Кремлевский полк призывай!) люди на вопрос «национальность?» уверенно и твердо отвечали: «Яврей!». Так бывало в Воронежской области, в Астраханской, на Кубани и в Закавказье. И очень часто – в Сибири.

То было в 30-е, суровые, но уже далекие годы. Государственного антисемитизма тогда еще в целом не было. Но в конце 50-х, когда понятие «пятый пункт» стало всенародно известным и признанным, и снова производилась перепись населения, в тех же местах звучал тот же ответ. А в Сибири – куда, как вы понимаете, попадали самые сильные в вере люди, – если опрашиваем ого пытались убедить, что он не прав, обычно отвечали: «Тогды пиши “иудей”». И это было последнее, на что эти люди соглашались.

Люди эти стали евреями, пройдя гиюр, вытерпев преследования царских властей (переход из православия в любую другую религию считался уголовным преступлением), травлю соседей, (эти-то последние, нимало не сомневаясь, сразу начинали их звать «жидами»). Мы еще подробнее расскажем об этом совершенно необычном для христианской страны явлении – массовом переходе в иудаизм : нигде это не приняло такого размаха , как в России. Но это потребует особого разговора. А сейчас ограничимся лишь констатацией этого факта и отметим, что тут было несколько выходов. К примеру, объявить себя генетическими, так сказать, евреями. Тут преследований по закону никаких, но зато ограничений в правах – сколько угодно. Еще один выход – ссылка. Так появились деревни субботников ,( «в просторечии именуемых “жидовствующими “ », как писал документ Св.Синода) в Закавказье и на Кубани (благодатный край этот не всегда приманивал иммигрантов, не любезных сердцу тов. Кондратенко, а служил тем еще местом ссылки), и – особенно – в Сибири. Количество их в России (и СССР) определить трудно. Казенные источники давали цифру тысяч в двадцать. Но поскольку многие из них, возвращенные в лоно христианства, тайно продолжали веровать по-иудейски, цифру можно принять в несколько раз большую.

Ну, и конечно, правительство России (царской, царской!) было не правительством России, не прими оно решительных мер. И вы уже поняли каких. Из уездов и местностей, где обнаруживалась зараза, выселяли евреев. Этот метод, безотказный и простой, как куриный бульон при всех болезнях у идише маме, помогал всегда. Как мертвому припарки…

Автор этих строк сам разговаривал с пожилой женщиной из деревни в Астраханской области.

- Собрались старики , а миньяна нет,- говорила эта славянская женщина, слегка подвывая на еврейских словах,- а тут к одному внук с городу приехал. Так старики его боялись, шо комсомолец, а он как увидел, так кипэ одел и так с ними тэйрэ читал, шо аж ой вей…
{* *}