Top.Mail.Ru

Две с половиной тысячи лет на мели

01.10.2003

Большую часть своей жизни Элиша Линдер (Elisha Linder) отдал работе в израильском Обществе подводных исследований (Israeli Society for Underwater Exploration). В надежде обнаружить останки древнего торгового судна энтузиасты из этой организации излазили практически каждый метр северной части израильского побережья, и в 1985 году, после тридцати пяти лет многотрудных поисков, нашли-таки заветную цель — причем, буквально под самым носом. Ценный экспонат времен строительства Второго Храма, на 2400 лет погребенный в донном песке рядом с киббуцем Ма’аган Михаель (Ma'agan Michael), оказался одной из древнейших и прекрасно сохранившихся моделей морских судов. Вскоре это украшение коллекции Морского музея «Ма’аган Михаель» (Ma'agan Michael Ship Museum) при университете Хайфы будет демонстрироваться на очередной выставке.

В киббуц Ма’аган Михаель, что в 30 километрах к югу от Хайфы, Элиша Линдер вступил в середине 1950-х. Уже тогда ему нередко приходилось наблюдать за тем, как рыболовы извлекали из моря древнейшие артефакты, веками и тысячелетиями хранившиеся на дне. Однажды ему подумалось: а ведь Израиль таит в себе множество открытий, каждое из которых для археологов и историков поистине бесценно. Вместе с бывшими сослуживцами по водолазному подразделению базы морской пехоты в Атлите (Atlit) Линдер открыл израильское Общество подводных исследований. Помимо прочего, его члены были успешно работали на раскопках древних гаваней в Кесарии (Caesaria), Атлите и Акре (Acre). Но Линдеру-историку этого было мало, он мечтал отыскать настоящее древнее торговое судно, являвшееся в его понимании своего рода «микромиром, срезом экономической, политической, культурной и технологической деятельности ушедших эпох, связующим звеном культур и народов».

Линдер с его профессиональным чутьем и предположить не мог, что открытие, которым он бредил, сделает один из его соседей по киббуцу. И все же именно Ами Эшелю (Ami Eshel) в сентябре 1985 года посчастливилось угадать, что скрывается под обычной, на первый взгляд, грудой камней и что представляет собой почерневший от времени деревянный брус, на который он наткнулся совершенно случайно в 75 метрах от берега на полутораметровой глубине, где древний корабль сел на мель около 500 года до новой эры.

Два года выкапывала остов корабля группа моряков и исследователей под руководством Яакова Каhанова (Yaacov Kahanov), одного из учеников Линдера, прежде чем бесценная находка была передана в музейную лабораторию. Все детали судна сохранились почти идеально — киль, мачта, большая часть шпангоутов и настила. Судно было построено по следующему принципу: сначала — остов, на котором крепилось все остальное. А значит, приступая к реставрации, археологам следовало заново обработать и укрепить все шпангоуты. Для этого пришлось сначала вымочить древесину в пресной воде, а затем покрыть ее специальным составом на основе полиэтиленгликоля, который впитал всю жидкость с поверхности досок и укрепил их. Подготовительный процесс, описанный этой единственной фразой, длился около десяти лет…

В 1999 году в новом музее, который уже возглавлял Элиша Линдер, началась повторная сборка корабля. Работникам помогали сотрудники Музея археологии при университете Хайфы. Поначалу планировалось восстановить судно из первоначальных материалов с использованием принципов древнего кораблестроения. Сейчас эта работа находится на стадии завершения. Дело осталось за малым — израильтяне ожидают прибытия специальной конструкции для поддержания воссозданного судна. Впрочем, благодаря профессионализму морских археологов Израиля выставка уже вовсю работает.

Она не совсем обычна. Судно по-прежнему пользуется огромным «спросом» у археологов и историков. Сотрудники и студенты университета без устали изучают каждую его особенность, делая подобные записи и отчеты. Самой сложной из многочисленных загадок остается казавшаяся самой простой: кто же все-таки построил это судно? Несмотря на то, что вместе с ним было извлечено множество возможных ключей к этой тайне (керамические изделия, канаты, набор инструментов и даже отлично сохранившийся якорь), ученые покуда стоят на месте.

Куратор Музея Яаков Каhанов продолжает работать морским археологом, поскольку считает себя, в первую очередь, искренним любителем моря и всего, что с ним связано, а уж потом — историком: «В этом деле я — настоящий фанат! — признается он. — Мне нравится бывать в море, наблюдать за кораблями, изучать их устройство по различным моделям. Безумно хочу найти еще одно древнее судно — еще старше этого!». Чтобы полностью воссоздать историческую картину, Каhанов намерен построить точную копию судна «Ма’агаль Михаель» с использованием аналогичных материалов и технологий.

И Линдер, и Каhанов не согласны с тем, что их корабль норовят провозгласить старейшим в мире — в Египте и Китае были обнаружены суда, относящиеся к более ранним периодам мировой истории. Впрочем, их удовлетворения и гордости это ничуть не умаляет. А заодно укрепляет надежду на новые открытия.
{* *}