Top.Mail.Ru

Иногда они возвращаются

15.12.2003

С начала XX века численность еврейского населения Марокко неуклонно падала: евреи уезжали отсюда на Ближний Восток, во Францию и в Северную Америку. А вместе с ними грозила исчезнуть и богатейшая, формировавшаяся столетиями культура. Поэтому энтузиастам, вроде Аниты Бен Садон (Anita Ben Sadon), пришлось впоследствии приложить немало усилий, чтобы сохранить культуру и традиции своего народа в новой стране.

Пожалуй, самым ценным предметом ее коллекции стало свадебное платье из малинового бархата, с шелковой лентой и золотой вышивкой. Она называет его “Traje de Berberisca”, или берберское свадебное платье, ибо на его внешний вид очень повлияли традиции и обычаи марокканской берберской культуры. “Моя тетя Эстер в свое время одела многих невест Танжера, — рассказывает она. — А состарившись, пожелала сохранить традицию и отдала этот наряд мне. И уже я одевала всех здешних невест последние сорок лет. И всех — в одно платье”.

Это одно из двух сохранившихся на территории Испании свадебных платьев стало настоящим украшением прошедшей в конце ноября в муниципальном музее Мадрида (Museo de la Cuidad) выставке “Сефарды Северного Марокко: Мост в Испанию”. “Проведение этой выставки — для нас не просто большая честь, но и свидетельство признания испанским правительством наличия в стране развитой еврейской культуры, особенно на фоне той поддержки, которую власти постоянно оказывают мусульманской диаспоре”, — таково мнение куратора мероприятия Иоланды Морено Кох (Yolanda Moreno Koch), преподавателя еврейской истории в Madrid’s Complutense University.

Большая часть марокканских сефардов переехала в Мадрид, Барселону и другие испанские города после провозглашения в 1956 году независимости Марокко. Многие уехали позже, когда поражение арабов в Шестидневной войне 1967 года вызвало всплеск насилия внутри мусульманского королевства. До получения независимости Марокко была поделена на южную и северную зоны, над которыми были установлены соответственно французский и испанский протектораты. Самый северный город страны, Танжер, был объявлен международной зоной. Евреи “Испанского Марокко” и Танжера были, в основном, потомками тех, кто был изгнан из Испании в 1492 году. Надо сказать, что с момента своего возвращения в Испанию они весьма преуспели в сфере бизнеса. Сегодняшняя еврейская община Мадрида насчитывает 4 тысячи человек и до недавнего времени состояла, в основном, из евреев сефардского происхождения. Эту ситуацию несколько изменила недавняя волна “экономических” беженцев из Латинской Америки, имевших, по большей части, ашкеназские корни. Еще около тысячи евреев проживают в остальных городах Испании и в испанских анклавах северо-африканского побережья.

Среди представителей испанского руководства, в различной степени способствовавших организации выставки сефардской культуры Северного Марокко, можно назвать такие имена, как королева София, министр иностранных дел Ана Паласио (Ana Palacio) и директор Института Сервантеса Хон Хуаристи (Jon Juaristi). В числе покровителей проекта был и мэр Мадрида Альберто Руиз Галлардон (Alberto Ruiz Gallardon). Выступая на церемонии открытии экспозиции перед собравшимися, он произнес запоминающуюся фразу о том, что изгнание евреев из Испании в 1492 году было, “возможно, самой большой ошибкой, которую мы когда-либо совершили. Это бесчестье для Испании, но, как бы парадоксально это ни звучало, потеря обернулась для Испании прибылью — в тех местах, где появились еврейские поселения”. Говоря об этом, Галлардон имел в виду огромную роль, которую сыграли оказавшиеся за границей сефарды, продвигавшие испанский язык, испанскую культуру и интересы в сфере бизнеса из Северного Марокко на Балканы. Мэр также отдал дань уважения стремлению “диаспоры внутри диаспоры” вернуться в Испанию — к народу, который поступил с ними так бесчестно и беспощадно: “Сефардские евреи, которых Испания изгнала и от которых отказалась, хранили эту страну в своем сердце”.

Надо сказать, что в сравнении с с 250 тысячами в 1948 году численность марокканской еврейской общины снизилась к сегодняшнему дню более чем заметно — до 4 тысяч. Тем не менее, отдельные преуспевающие евреи продолжают играть активную роль в общественной жизни этой страны. Еврейский финансист Андре Азулей (Andre Azoulay), например, является одним из ближайших советников короля Мохаммеда VI, а Серж Бердуго (Serge Berdugo) занимал пост министра туризма при его предшественнике Хассане II.

Среди присутствовавших на церемонии открытия выставки был посол Марокко в Испании Абдесалам Барака (Abdeslam Baraka), который в одном из своих интервью предположил, что еврейская община Испании способна сыграть роль миротворца в заметно охладевших отношениях между двумя странами. В прошлом году, например, имело место вооруженное столкновение на одном из островков Гибралтарского пролива, не прекращаются и взаимные обвинения по поводу все возрастающего притока нелегальных африканских иммигрантов на Пиренейский полуостров. Значительно ухудшилось и положение самой еврейской общины Марокко, причиной чему стала серия терактов в мае 2003-го, когда смертники из “Аль-Каиды” взрывали себя возле еврейских объектов. Два еврея были убиты и в сентябре. В связи с этим Хон Хуаристи призвал правительство Испании “использовать свое влияние на марокканское правительство для обеспечения безопасности общины и сохранения исторического наследия в виде синагог и еврейских кладбищ в маленьких городках”.

…Среди других интересных экспонатов выставки — кетубот, или еврейские брачные договоры, украшенные вышивкой обложки Торы, старинная медная ханукальная менора… Во время открытия Анита Бен Садон удивила гостей не только сохраненным платьем, но и исконно марокканским лакомством — плавающей в меду выпечкой из песочного теста. Пытаясь сохранить и привить культуру марокканских сефардов в Мадриде, она обучает кулинарному искусству молодых евреев. Бен Садон поблагодарила правительство за покровительство и поддержку, однако добавила, что Испания никогда не сможет сделать достаточно для того, чтобы в полной мере искупить свою вину перед евреями: “Всего, что сейчас делается в этом направлении, слишком мало, ибо мы столетиями скрывались от инквизиции, а когда вернулись, нас долго терпели скрепя сердце. Но теперь, слава Б-гу, наступило время свободы и терпимости, а значит, евреи снова могут процветать”.


Екатерина Иванова

{* *}