Top.Mail.Ru

Звезда на шее

13.08.2004

Палестинские террористические атаки против израильтян и предпринимаемые в большинстве стран мира попытки провести различие между антисионизмом и антисемитизмом привели к появлению в Израиле и за его пределами десятков организаций, взявших на себя заботу обеспечения информационной кампании израильского МИД. Проблема лишь в том, что многие из них не координируют свою работу ни с министерством, ни с его представительствами за рубежом. С откровенным пренебрежением относясь к тому, что делает МИД, они утверждают, что выполняют свою работу лучше и эффективней. Однако все вышесказанное совершенно не относится к Илие Майеру — председателю Информационного совета еврейской общины Гётеборга в Швеции.

Майер поддерживает регулярную связь с израильскими дипломатами в Швеции даже когда приезжает в Израиль, где живут двое его детей. Контакты с израильским МИД необходимы ему для того, чтобы быть уверенным: действия Информационного совета и министерства друг другу не противоречат. Он хочет первым знать, что делает МИД что должны делать его организации, не смотрит ли МИД Израиля на некоторые вещи иначе, чем его Совет, в вопросе представления Израиля в окружающем мире. «Я не хочу делать что-то в обход, чтобы это не сказалось потом негативно для Израиля», — в интервью израильской газете «Jerusalem Post» Майер особо подчеркивает это.

Хотя Майера и радует постоянная готовность штатных сотрудников министерства говорить с ним, он все же немного возмущен тем, что те не контактируют должным образом с Европой, а Израиль по-прежнемусконцентрирован, в основном, на США. «В МИД у меня создалось впечатление, что Европа уже потеряна для Израиля», — признается он. По его мнению, Европа — хороший испытательный полигон, поскольку происходящее там влияет на других. Называя Швецию, частным примером того, что происходит в остальной Европе, Майер отмечает, что тогда как евреи живут в Швеции около трех столетий, полностью интегрировавшись в состав населения страны, мусульмане, живущие там чуть более четверти века, не только не интегрировались, но и не собираются этого делать. Тем не менее, изолированность сектора вовсе не означает, что он не оказывает влияния на общую демографическую картину. Из девятимиллионного населения Швеции, по словам Майера, евреи составляют лишь 1600–1800 человек, тогда как мусульмане — уже 4,4 процента шведского населения.

Майер считает, что именно агрессивно настроенные мусульмане стоят за большинством антисемитских инцидентов в стране. И хотя антисемитизм преследуется шведским законом, а большинство коренных шведов, на самом деле, не замечены в антисемитских настроениях, они равнодушны к антисемитским нападениям, происходящим у них на глазах. По словам Майера, они даже не прилагают никаких усилий, чтобы вмешаться. «Они просто устраняются от конфликта», — говорит он.



Надав, младший сын Майера — дерзкий 14-летний юноша, который упрямо носит на шее звезду Давида. Конечно же, на него не раз нападали банды мусульманских подростков — и в автобусах, и в поездах и на улице. И всего лишь раз швед пришел ему на помощь, урезонив нападавших. К счастью, Надав крепкий парень и вполне может дать сдачи, но это не облегчает ситуации.

Антисемитизм не ограничивается мусульманскими юнцами. Майер вспоминает о двух пожилых дамах – жертвах Холокоста, которые живут по соседству и ездят, в основном, на такси. Недавно они вызвали такси, чтобы добраться до синагоги, сели в машину и назвали водителю адрес, тот же в ответ грубо обругал их и вытолкал из салона, сказав, что он не собирается возить каких-то чертовых евреек. Обе женщины были слишком напуганы, чтобы обратиться в полицию, поскольку таксист знал их адрес. «Так примерно и ведут себя большинство евреев, на которых нападают или которых унижают», — говорит Майер, утверждая, что евреи становятся жертвами антисемитской агрессии ежедневно.

В полиции Надаву и другим членам еврейской общины, которые подали заявления, посоветовали не смотреть потенциальному нападающему в глаза, а смотреть в сторону, поскольку прямой взгляд — это вид провокации. Не реагировать на насмешки и, в случае чего, ретироваться как можно быстрее. Надаву вдобавок ко всему предложили носить его звезду Давида под рубашкой. Но юноша упорно отказывается склонять голову перед предрассудками. Будучи коренным шведом, бабушка которого прошла Освенцим и Равенсбрюк, оставшись единственной выжившей в семье, он не желает скрывать своего еврейства.

Его старшие брат и сестра уехали в Израиль и служат там в армии, утверждая при этом, что для них служба в ЦАХАЛ безопаснее, чем жизнь в Швеции. Когда родители Надава предложили репатриироваться и ему, паренек сказал, что не очень хочет жить в Израиле, но если и сделает это, то лишь если пожелает этого сам, а не потому что его вытесняет из своей страны антисемитская шпана.

Информационный совет Майера совсестно с аналогичными организации в Стокгольме пытается донести до шведов правду о том, что происходит вокруг них, рассылая письма и извещая прессу. Публикуется при этом менее трех процентов материалов, которые рассылает в прессу cовет Майера, а вот для материалов из других источников, выставляющих Израиль в черном обличии, место в СМИ находится легко. В этой ситуации единственным решением, которое видится Майеру, является публикация информационной рекламы. А она стоит денег, которых, как водится, Информационному совету не хватает. Как следствие, ситуация практически безнадежна. «И дело не в том, что шведы слепы к растущему мусульманскому влиянию, — говорит Майер. — Они просто не хотят выступать против того, что делает мусульманское население, из страха быть обвиненными в расизме».





Станислав Шустерман

{* *}