Top.Mail.Ru

Игра в кости

13.09.2004

Ученые надеются, что дополнительный свет на происхождение знаменитых свитков Мертвого моря прольет ДНК-тестирование костей животных, обнаруженных в ходе раскопок на Кумранском плато. Археологи полагают, что эта находка разрешит давний спор, разгоревшийся около полувека назад, после обнаружения в 11-ти пещерах на берегу Мертвого моря этих танахических манускриптов.

Участвовавший в раскопках профессор Орен Гутфельд из иерусалимского Еврейского университета пытается установить связь между свитками и местом их обнаружения: «В самое ближайшее время мы проведем анализы ДНК найденных костей, чтобы сравнить результаты ДНК этих животных с ДНК пергамента свитков Мертвого моря. На первый взгляд, никакой связи между свитками и местом, где их нашли, не просматривается, однако, если мы сумеем отыскать соответствие, то это будет означать, что жившие в Кумране люди действительно изготавливали свитки из кожи животных в этом самом месте».

Уже в ближайшие дни семь обглоданных костей мулов, которые были закопаны в горшках и в кувшинах кумранской общиной в I веке до новой эры, пройдут тест на ДНК. Археологам, как следует из слов профессора, предстоит сравнить данные этих костей с данными ДНК-тестирования свитков, анализы которых проводились на протяжении последних пяти лет. Кстати, кумранские кувшины весьма схожи с теми, которые были найдены внутри пещер со свитками. «Если данные по найденным костям, уникальным для этого плато, будут соответствовать данным свитков, — надеется Гутфельд, — мы сможем разрешить один из самых серьезных на сегодняшний день споров в археологическом мире: действительно ли свитки происходят из кумранской общины или же они были перевезены в пещеры извне, до прихода в 66 году н. э. римлян?».

Напомним, что в научном мире сегодня существует два взгляда на происхождение свитков. Большинство ученых во главе с археологом Роландом де Вуксом, проводившим раскопки на плато еще в 1950-х, утверждает, что 900 свитков частично происходят из Кумрана, а частично были привезены сюда отдельными людьми, влившимися в общину. Противники же такого подхода уверены в том, что данное место не должно рассматриваться в одном контексте со свитками. По их мнению, манускрипты, написанные, в том числе, и первосвященниками, были перевезены в пещеры буквально накануне захвата римлянами Иерусалима.

Ханан Эшель, профессор археологии в университете имени Бар-Илана, предполагает, что большинство манускриптов, хотя и не все, являются сектантскими и были написаны членами общины. Согласно его предположению, доказательства этого тезиса следует искать в текстах самих свитков: «Содержание свитков доказывает, что наши оппоненты не правы. Манускрипты описывают законы и быт кумранской общины. Более того, в них встречаются высказывания, направленные против иерусалимской власти и самих священников Иерусалима. Я не могу понять, почему некоторые отрицают связь между найденными в пещерах свитками и самими пещерами. Если соответствие будет установлено, то это докажет связь раз и навсегда».

Йорам Шпыркин

{* *}