Top.Mail.Ru

Сокровища галута

16.11.2004

«Вот она, еще в оригинальном переплете», — историк Карстен Вилке (Carsten Wilke), бережно открывает увесистый том — книги Йеhошуа, Судей, Шмуэля и Царей, набранные витиеватым ивритским шрифтом в венецианской типографии в 1568-м. У этой библиотеки непростая судьба: книги были конфискованы нацистами, затем попали в руки союзников, позже были переправлены в Мексику и стали достоянием обосновавшихся здесь эмигрантов из Восточной Европы.

Малоизвестная история этих людей, равно как и всей небольшой мексиканской еврейской общины, привела в прошлом месяце в столицу страны делегацию из девяти сотрудников Аризонского университета. В рамках университетской программы по изучению еврейской культуры и традиции они пытаются выстроить цепочку связей между мексиканскими колледжами и сделать Аризону центром изучения латиноамериканского еврейства. «Мы думаем, что могли бы специализироваться именно на этом, — говорит директор программы Джек Кугельмасс (Jack Kugelmass). — Университет уже обладает немалым авторитетом в такого рода вопросах, и данная ниша является для нас практически идеальной».

«Поскольку в Финикс переезжают люди их других штатов, еврейское население Аризоны увеличилось до ста тысяч», — рассказывает Кугельмасс. Нечто подобное происходит и в Мексике: только за последнее десятилетие 50 тысяч здешних евреев вновь обращаются к своему наследию, открываются еврейские школы, а в столичном районе Кондеза (Condesa) ведется работа по созданию крупного архива.

Делегация из Аризоны, в составе которой два профессора, три студента, три спонсора и американо-мексиканская писательница Эльва Тревико Харт (Elva Treviсo Hart), провела в Мехико и Гвадалахаре целую неделю, посещая исторические места и учебные заведения, встречаясь с еврейскими лидерами и учеными. Мексика вызывает особый интерес исследователей своими так называемыми «крипто-евреями», втайне исповедовавшими иудаизм в Новом Свете еще во времена испанской инквизиции. Интересной загадкой для ученых является история города Вента-Приеты (Venta Prieta) в штате Идальго, жители которого (в основном, индейского происхождения) считают себя евреями.

Многие восточноевропейские евреи приехали в Мексику в 1920-х годах, после введения правительством Соединенных Штатов иммиграционных ограничений. Другая волна переселенцев пришлась на периоды до и после Второй мировой войны. Иммигранты привезли с собой книги на идиш, основали идишские газеты и открыли собственную торговую палату. «Эта крошечная община очень важна для нас», — считает профессор еврейской культуры и традиций Шуламит Голдсмит (Shulamit Goldsmit) из Ибероамериканского университета Мехико.

После землетрясения 1985 года, уничтожившего почти половину сокровищ коллекции, европейские евреи Мексики, чтобы сохранить свою историю, основали архивный центр по изучению ашкеназской общины. Сегодня в его распоряжении находится 15 тысяч книг, сотни фотоснимков и газет, нотные сборники с клезмерской и религиозной музыкой, а также замечательная база данных, в которой хранится информация о каждом еврее, переселившемся в Мексику между 1900 и 1950 годами. Многие из книг (в том числе, и тот самый том 1568 года) из хранилища редкостей были переправлены на сохранение в Мексику после Второй мировой войны.

В последние годы мексиканские евреи основали Еврейский университет, открыли новые школы и организовали преподавание идиш, чтобы, как говорит профессор Голдсмит, «сохранить старый язык». Ибероамериканский университет и Иезуитский колледж начали в 2000 году официальную программу по изучению еврейской культуры и традиций. В недалеком будущем Аризонский университет планирует провести конференцию по латиноамериканским евреям, пригласив на нее мексиканских ученых, рассматривает возможность реализации программ по обмену студентами и преподавателями. Вполне возможно, что библиотека по изучению еврейской культуры и традиции, содержащая в своих фондах около 7 тысяч копий книг, передаст свои сокровища мексиканским библиотекам.

Некотрые из членов американской делегации усматривают важные параллели в росте мексиканского и еврейского населения Аризоны. «Буквально на днях зашел разговор об изоляции евреев в Мексике, и мы с Эльвой Тревико Харт согласились с этим, — говорит Нинфа Лав (Ninfa Lowe), американо-мексиканский спонсор Аризонского университета. — Мы нежеланны в Соединенных Штатах, мы нежеланны в Мексике. Поэтому изучение еврейской литературы, изучение истории и сущности галута поможет нам объяснить нашу историю».

См. также:

Сефарды могут исчезнуть

В Мексике скончался один из лидеров еврейской общины раввин Самуэль Лерер

Марраны хотят стать евреями


Станислав Шустерман

{* *}