Top.Mail.Ru

Раввинов спрашивали о каннибализме

21.06.2006

Можно ли отдать немецкому солдату золотые часы, чтобы тот убил отца без мучений? А употреблять в пищу человеческое мясо, если в гетто голод?..

Дилеммы эти кажутся жуткими и невероятными, пожалуй, лишь тем, кому не приходилось реально сталкиваться с ними в страшные годы Холокоста. Они возникают при определенных обстоятельствах и в определенные моменты человеческой истории, когда кому-то приходится делать страшный выбор, немыслимый и чудовищный в мирное время. Материалы об этом в течение многих лет собирались исследователями из различных книг и теперь представлены на диске, недавно выпущенном Конференцией по искам жертв Холокоста совместно с израильским Университетом имени Бар-Илана и институтом изучения иудаизма «Натив Галаха». Об этом сообщает агентство Ynet. Различные вопросы, адресованные евреями раввинам в годы Второй мировой войны, касаются, как правило, галахических дилемм, но не только — указывают они и на трудности морально-этического характера, с которыми ежедневно сталкивались евреи в ту эпоху.

Так, автор одного из них интересуется, можно ли еврею употреблять лекарства, произведенные нацистами после медицинских экспериментов над евреями. Оказывается, несмотря на то, что речь идет о лекарствах, раввины постановили: нельзя извлекать пользу из смерти человека, а использование такого лекарства является надругательством над усопшими.

В еврейских гетто и концлагерях оккупированной нацистами Европы одной из главных причин смерти был голод. И на вопрос, можно ли есть в этой ситуации человеческое мясо, раввины отвечали: да, можно, если речь идет об угрозе жизни человека, однако при этом отмечалось, что лучше этого не делать, чтобы не потерять человеческий облик.

А вот другая, не менее страшная дилемма. Немецкие солдаты избивали отца с сыном. Один из мучителей предложил мальчику: отдай мне свои золотые часы, и я «сжалюсь» над отцом, лишив его жизни одним выстрелом, безо всяких мучений. Мальчик без раздумий отдал часы, и немец застрелил отца. После войны, будучи не в силах справиться с муками совести самостоятельно, он обратился к раввинам за советом. После долгих обсуждений те пришли к выводу, что действительность, в которой находился мальчик, была «невозможной и невыносимой по определению», а следовательно поведение его было приемлемым. И посоветовали ему заняться благотворительностью.

В годы Холокоста евреи часто спрашивали раввинов, можно ли жениться во время войны. И в ответ слышали, что во время войны нельзя делать «хупу» и «кидушин» (церемонию бракосочетания), поскольку многие женщины могут остаться вдовами при живых мужьях, пропавших без вести. К тому же, незамужней женщине легче спрятаться или закрепиться в трудовом лагере и тем спасти свою жизнь.

Станислав Шустерман

{* *}