Top.Mail.Ru

Почему Голливуд так полюбил Холокост?

13.02.2009

Картина «Чтец» делает огромные сборы по всей планете, а Голливуд продолжает выпускать все новые и новые фильмы, посвященные Холокосту. За последнее время в прокат вышли еще фильмы «Вызов», «Операция Валькирия», «Воскрешение Адама» и «Мальчик в полосатой пижаме» — в той или иной степени эти ленты затрагивают тему геноцида еврейского народа во время Второй мировой войны. Так в чем же основная причина такого интереса фабрики грез к мировой трагедии? Ответ не так прост, как кажется. Читая интервью с деятелями киноискусства, довольно сложно прийти к однозначному выводу — все объясняют это по-разному. Непонятно, то ли дело в материальном интересе, то ли в моральной подоплеке.

«Может быть, ответ заключается в том, что Холокост — это прежде всего переживание вечного. Мы соприкасаемся с жизнью и смертью один или два раза в жизни. А люди, пережившие эту трагедию, сталкивались со смертью каждый день», — делится мыслями консультант документального фильма «Воображаемое свидетельство: Голливуд и Холокост» Майкл Беренбаум.

В киноиндустрии, где сюжетной основой большинства картин является борьба добра и зла, Холокост, как никакая другая тема, идеально подходит для иллюстрация драматичных моментов. Даже столь характерный для голивудских фильмов Happy End присутствует и в картинах о Холокосте. Хорошей концовкой для таких фильмов является искупление.

Фильм Стивена Долдри «Чтец» не является исключением из этого правила. Картина повествует о драматических отношениях еврейского юноши и бывшей надсмотрщицы концентрационного лагеря (ее играет Кейт Уинслет). Главная идея фильма заключается в том, что необходимо исследовать сложность человеческих взаимоотношений, и, безусловно, здесь присутствует «искупление» главной героини, ведь она оставляет все свое имущество женщине, выжившей в Холокосте.

Режиссер двух документальных фильмов о Холокосте Марк Джонатан Харрис утверждает, что тема Холокоста привлекает зрителей попыткой осознать то, как бы они сами поступили на месте героев ленты. В «Чтеце», например, главный герой принимает участие в показательном процессе, на котором судят его бывшую возлюбленную. Или другой пример: «Вызов», где главные герои, должны решить для себя: бороться или принять смерть в концентрационных лагерях.

Есть и другие мнения. Историк из Университета Южной Калифорнии Стивен Росс признается, что такие фильмы снимают в расчете, прежде всего, на коммерческий успех. Он прагматично смотрит на вещи, считая, что коммерческая выгода является главным стимулом для режиссеров таких фильмов. «Холокост — это ужасная трагедия, но если посмотреть на это с другой стороны, Голливуд всегда пытается извлечь из всего выгоду. Фабрика грез создает такие фильмы, которые хотят смотреть люди, а их привлекают трагедии и мелодрамы. В сюжетах о  Холокосте всегда можно найти подобное».

На самом деле, мнение о коммерческом успехе фильмов о Холокосте не совсем точно. За исключением «Списка Шиндлера», фильмы такой тематики часто не окупают себя. Тот же «Чтец» пока заработал только 13 миллионов долларов при затратах в 32 миллиона.

«Тех, кто утверждает, что на тему о Холокосте снимают очень много, следует относить к антисемитам, — заявляет Дэниэл Анкер, режисер документального фильма «Воображаемое свидетельство: Голливуд и Холокост». — Фильмов о Холокосте немного, и это настоящий антисемитизм, когда кто-то заявляет: “Вот, вышел еще один фильм о Холокосте” и закатывает глаза. Почему никто не заявляет подобного о фильме, рассказывающем о войне во Вьетнаме, например?»

Тамил Левитан

{* *}