Top.Mail.Ru

Евреи есть и в Сулавеси

22.02.2013

В индонезийском городе Тондано (округ Минахаса, провинция Северный Сулавеси) мечетей и церквей хватает. Иногда храмы разных конфессий стоят почти вплотную друг к другу, и пение муэдзина сливается с перезвоном колоколов. А вот синагога в Тондано — всего одна. 


Синагога «Шаар а-Шамаим» («Небесные врата») открылась десять лет назад. Она объединяет общину численностью 20 человек. В дни осенних праздников синагогу часто посещают местные христиане и мусульмане. Побывал здесь и глава округа Минахаса Стефанус Врееке Рунту. «Приходя в нашу синагогу, я чувствую себя так, будто очутился в Иерусалиме», — признается 30-летний Яаков Барух, лидер общины, исполняющий обязанности раввина, а по основной профессии — преподаватель права.

Несмотря на малочисленность, приверженцы иудаизма в Индонезии не ощущают себя людьми второго сорта по сравнению с последователями более распространенных вероисповеданий. Всего в стране насчитывается несколько сот евреев. Большинство из них проживают в Джакарте и стремятся свою конфессиональную принадлежность особо не афишировать. В Северном Сулавеси же, большинство населения которого составляют христиане, Барух без опасений ходит по улице в традиционном костюме соблюдающего еврея.

При этом усилия Баруха по восстановлению еврейской жизни в Индонезии, были восприняты в штыки местными радикальными исламистами. На некоторых экстремистских сайтах его уже обвинили в принадлежности к всемирному еврейскому заговору.

Отец Яакова — протестант, а его мать родилась в мусульманской семье. И хотя родители его поддерживают, сам он, объявив о том, что будет исповедовать иудаизм, столкнулся с непониманием своих христианских друзей. «Друзья объявили, что я сбился с истинного пути», — рассказывает Яаков.

О своих еврейских корнях Яаков узнал 14 лет назад от двоюродной бабушки по материнской линии. Она рассказала, что их предки, выходцы из Голландии, были евреями.

Яакова, а тогда он носил имя Тоар Палилинган и был верующим христианином, эта новость потрясла. Он решил больше узнать о евреях и иудаизме из бесед с родственниками, а также из книг и Интернета.

Как и многие другие евреи, переселившиеся в Нидерландскую Ост-Индию (так называлась Индонезия в колониальные времена), предки Яакова стремились свое вероисповедание скрыть. Во время Второй мировой войны японцы, оккупировавшие Индонезию, депортировали евреев в лагеря для интернированных, многие родственники Яакова обратились в христианство или ислам. При этом о своих корнях они все равно не забывали.

Около десяти лет назад Яаков принял сознательное решение вести еврейский образ жизни. В 2006 году он установил контакт с сингапурским раввином Мордехаем Абергелем, под руководством которого изучал иудаизм. Затем Яаков посетил Израиль.

К тому времени в Индонезии осталась одна действующая синагога — в Сурабае, где проживает небольшая группа потомков еврейских иммигрантов с Ближнего Востока. Однако в 2009 году, после массовых протестов мусульман против израильской операции «Литой свинец», она закрылась. В настоящее время единственной действующей синагогой Индонезии является та, что открылась по инициативе Яакова Баруха.

В 2011 году объектами атак террористов стали два видных индонезийца еврейского происхождения: рок-музыкант Ахмад Дхани и молодежный лидер Япто Соерйосоемарно.

Индонезия не поддерживает официальных дипломатических отношений с Израилем, однако экономические связи между двумя государствами существуют. Индонезийские мусульмане и христиане совершают паломничества на Святую землю.

В 2009 году группа христиан из Северного Сулавеси, побывавшая в Иерусалиме и увидевшая менору у входа в Кнессет, решила установить ее подобие у себя на родине. Идея установить монумент принадлежала одному из местных законодателей, Денни Вовилингу. Вовилинг, исповедующий кальвинизм, надеется, что этот шаг привлечет туристов и бизнесменов из Европы. По его словам, мусульмане и христиане Северного Сулавеси живут в мире, однако опасаются угрозы извне.

Христианские миссионеры, облюбовавшие север Индонезии в 90-х годах прошлого века, весьма позитивно настроены по отношению к местным евреям. Некоторые эксперты считают, что такое отношение обусловлено стремительной исламизацией Индонезии. «Сплоченность христиан Манадо связана с тем, что численность мусульманского населения города растет угрожающими темпами», — считает исследователь из Гаагского университета Тео Камсма.

Яаков Барух рассказал, как его двоюродный брат-мусульманин пришел в ярость, услышав, как один из местных исламских лидеров допустил антисемитское высказывание. «Вы когда-нибудь в своей жизни встречали еврея? — спросил двоюродный брат антисемита. — Я жил с одним из них под одной крышей в течение долгих лет. Они такие же как мы только более усердно молятся и соблюдают строгие диетарные законы».

Первые евреи поселились на островах Юго-Восточной Азии после их колонизации Нидерландами в XIX веке. Вскоре к еврейским торговцам и плантаторам, выходцам из Голландии и Германии, присоединились предприниматели-евреи из Ирака, создавшие торговую сеть, охватившую большую часть Азии — от Бомбея до Шанхая. В 30-е годы в Индонезию начали прибывать еврейские эмигранты из оккупированной нацистами Европы. Максимальной численности (три тысячи человек) еврейская община достигла в начале Второй мировой войны. Большая часть эмигрантов осела в крупнейших городах Сурабая и Батавия (ныне Джакарта).

После войны еврейская община оказалась в крайне затруднительном положении: местные националисты требовали предоставления стране независимости, а голландцы стремились восстановить довоенный статус-кво. В 1949 году, после вооруженного конфликта, Нидерланды признали независимость Индонезии. Из-за роста национализма европейцам оставаться в стране стало небезопасно. Большинство евреев эмигрировали в Великобританию, США, Израиль и Австралию. К 1965 году в Индонезии проживало всего лишь несколько десятков евреев.


Роберт Берг

{* *}