Окунуться в сицилийскую микву

16.06.2014

Остров Сицилия с древности служил перекрестком торговых путей из Африки и Ближнего Востока в Западную Европу. Еврейское присутствие на острове было зафиксировано в I в. н. э., вскоре после падения Иерусалима и разрушения Второго Храма в 70 году. В конце XV столетия король Арагона Фердинанд, которому в то время принадлежала Сицилия, изгнал евреев из всех своих владений. Организованная еврейская жизнь на острове отсутствовала несколько веков. Недавнее открытие археологами древней миквы, считающейся старейшей в Европе, подстегнуло интерес исследователей к еврейской истории Сицилии. 


В городе Сиракуза на юго-востоке Сицилии, построенном на месте одноименной греческой колонии, еврейская община существовала по крайней мере с V века. В городском районе Ортиджа имелся еврейский квартал Джудекка, численность населения которого накануне изгнания евреев в XV веке доходила до пяти тысяч человек.

В 1987 году в квартале было сделано важное археологическое открытие — миква византийской эпохи (Сицилия находилась под властью Византии в 535-888 гг.). Пять бассейнов для омовений обнаружили совершенно случайно, когда один из домов Джудекки начали переоборудовать под гостиницу. В фундаменте здания раскопали подземный ход, ступени которого ведут на глубину 18 метров. Вырубленные в камне бассейны наполняются проточной (и пресной) водой. Возможно, после принятия эдикта об изгнании с Сицилии евреи решили замуровать вход в микву, чтобы ее не нашли и не разрушили христиане.

Открытие миквы послужило стимулом для легализации на Сицилии еврейской общинной жизни, которая на протяжении полувека до этого велась тайно. Сегодня у общины появился новый лидер. Стефано ди Мауро в молодости эмигрировал с Сицилии в США, где полвека проработал врачом. В 2007 году он вернулся на родину и посвятил себя возрождению еврейской жизни в Сиракузе и на всем острове.

«Сегодня, спустя более чем полтысячелетия после изгнания евреев с острова, все больше и больше людей приходят ко мне и рассказывают о своих еврейских корнях», — признается ди Мауро.

После изгнания в 1492 году большинство евреев покинули Сицилию и поселились в разных частях Османской империи. Те же, кто решил остаться, были вынуждены принять христианство. На протяжении столетий некоторые сицилийские семьи, уже не вспоминавшие о своем еврейском происхождении, продолжали соблюдать отдельные еврейские обычаи и ритуалы. Например, ничего не зная о законах шаббата, они все же зажигали свечи вечером в пятницу. Не имея представления о еврейском обычае траура по усопшим (шива), они накрывали зеркала тканью, когда в доме находился покойник; не зная о традициях праздника Песах, производили тщательную уборку в своих жилищах накануне христианской Пасхи.

Современная еврейская община Сиракузы невелика, но ведет активную жизнь и имеет собственную синагогу на виа Италия. По словам Стефано ди Мауро, в последние годы несколько местных жителей прошли гиюр.

Ди Мауро также возродил в своей общине древний обычай отмечать Пурим катан («Пурим местного значения») в честь счастливого избавления сицилийских евреев от страшной угрозы. Столетия после изгнания с острова потомки тамошних евреев, жившие в греческих Салониках, праздновали «сицилийский Пурим катан».

В январе 2013 года евреи Сиракузы впервые отметили местный Пурим катан в своей синагоге. История праздника описывается в хронике местной еврейской общины. Было это во времена правления короля Арагона Мартина I (1356-1410). Согласно обычаю, когда король посещал Сиракузы, к нему с визитом вежливости приходили раввины всех 12 городских синагог и приносили свитки Торы. Но спустя несколько лет раввины решили взять с собой не свитки, а лишь пустые футляры от них. Один крещеный еврей доложил об этом королю; тот собирался проверить футляры и жестоко наказать всех евреев Сицилии, если бы они оказались пустыми. Однако накануне визита одному из раввинов приснился пророк Элияху, предупредивший его об опасности. В итоге раввины пришли не с пустыми футлярами, и община была спасена.


Роберт Берг