Top.Mail.Ru

Сионский корпус погонщиков

13.07.2005

(Продолжение статьи «Первый Легион»)

jabotinsky.jpg…Итак, все шло к тому, что услуги следовало предлагать Великобритании. Согласитесь, что 11 тысяч человек, высланных турками из Эрец в Египет, были людьми, которых не нужно было убеждать в необходимости взять в руки оружие, а значит, представляли собой вполне реальную силу. В Каир прибыл Жаботинский, туда же выслали и штабс-капитана Трумпельдора. Словом, все складывалось удачно…

…Если бы это не была типично еврейская история. Помните анекдот, как сват-шадхен уговаривает бедного еврея выдать свою засидевшуюся в девках некрасивую дочку за графа Потоцкого, настаивая на том, что граф, конечно, не еврей, зато богат и красив. К вечеру второго дня он еврея уговорил. И вытирая пот со лба, произнес облегченно: «Половина дела сделана. Осталось уговорить графа Потоцкого…»

Графом Потоцким, как вы сами понимаете, были в данном случае англичане, которые иностранцев в армию не брали. И потому инициаторам создания Еврейского Легиона было сделано ответное предложение: сформировать транспортную колонну для использования ее на любом участке турецкого фронта. Грузовиками тогда не баловались даже британцы, грузы перевозили на мулах и даже на верблюдах. Погонщиками мулов в английской армии служили арабы, африканцы, индийцы и прочие цветные народы обширных британских колоний. По понятиям — несправедливым! — того времени, относившиеся к категории «туземцы».

Жаботинский это контрпредложение отверг. Зато офицер российской армии Трумпельдор ничего обидного в нем не увидел: «В такой войне любой фронт — это фронт войны за Сион». (Он все-таки был не только русский офицер!) И совместно с британским полковником Паттерсоном сформировал к марту 1915 года «Сионский корпус погонщиков» (официальное название в британской номенклатуре — «отряд погонщиков мулов»).

«У-у! — сказал бы известный специалист по вопросу генерал Адальберт Эмм, — Ешакам хвосты крутить! Вон оно, ихнее дело!» Тут бы самое время вспомнить «Песенку фронтового шофера»: «Мы вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым…». Но «Песенка» эта тогда еще не была написана, а фронтовые шоферы, в большинстве своем, еще и на свет не родились...

Зато погонщикам довелось хлебнуть лиха за будущих шоферов в полной мере. В отряде числилось 650 человек. Некоторое время их тренировали, после чего отправили на полуостров Галлиполи для участия в десантной операции. Командовали отрядом Паттерсон и Трумпельдор. В период самых тяжелых боев отряд неукоснительно доставлял на передовую боеприпасы, воду и продовольствие. В отзывах командования неоднократно отмечалось, что бойцы отряда действовали мужественно и безукоризненно. Галлиполийская операция, правда, провалилась…

Отряд был переброшен в Александрию и распущен с вручением медалей.

Тем временем Жаботинский всячески хлопотал в Европе. Его целью был Легион. Но еврейские круги (организованные, само собой) его не поддерживали, предпочитая нейтралитет: «Как бы чего не вышло! Не надо сердить тех, и этих не надо».

Все попытки напрямую обратиться к людям, скажем, в лондонском Уайтчепеле (это там, где Пиня, герой «Мальчика Мотла», воскликнул: «Какой это Лондон! Это же Бердичев!») провалились. Мышление таки было совсем бердичевское…

Но в 1916 году в Лондон прибыли демобилизованные погонщики Паттерсона – Трумпельдора, и положение стало меняться. Создание настоящего Легиона началось.

Но об этом мы расскажем позже. А сейчас хотелось бы вспомнить совершенно забытую ныне книжку «Под знаком единорога и льва» Эльяна Финбера. Ее издали в Москве, переведя с французского в 1926 году. В ней очень хорошо рассказывается о Еврейском Легионе, без патриотических ахов и пораженческих охов. Найти ее практически невозможно, но она есть у автора этих строк, и если бы кому пришла в голову мысль ее переиздать, эта отличная книга получила бы вторую жизнь. При наличии квалифицированного предисловия, разумеется…

{* *}