Зачем молятся евреи?

06.12.2011

Такое может случиться в любое время дня. Склонив голову, мы шепотом произносим короткую молитву, обращаясь к Б-гу. Испытывая страдания и боль, просто попадая в неприятную ситуацию, мы обращаемся к Творцу и просим Его о помощи.

В этом и заключается сама суть молитвы. Тора учит нас говорить с Б-гом в те моменты, когда нам трудно; произносимые нами в этот момент слова не столь важны. Самое главное заключается в том, что эти слова идут от сердца.

На самом простом уровне молитва указывает на то, что мы верим в Б-га, признаем, что зависим от Его милости и знаем, что Он управляет всем, что происходит в нашем мире, а значит, Он может избавить нас от трудностей. И поэтому, в трудный час — даже если кому-то наши проблемы покажутся пустяком — мы обращаемся к тому, кто поможет нам.

В Торе наше общение с Всевышним называется «молитвой сердца», которую мы произносим с любовью и уважением. Эмоции, испытываемые нами во время молитвы, сравнимы с чувствами сына по отношению к отцу. Средневековый мудрец Рамбам пишет, что «молитва, произносимая невнимательно, подобна безжизненному телу».

Согласно учению ХАБАДа, которое основано на Каббале, молитва — это не просто инструмент, с помощью которого мы сообщаем Всевышнему о своих нуждах. По сути, она является способом связи нашего сознания с Б-жественным источником, островом, на котором раскрываются наши души, готовые устремиться в Небесную высь. Такая молитва влияет на весь остаток дня, в который она прочитана.

Значительная часть трудов мудрецов ХАБАДа посвящена рассуждениям о природе и силе молитвы, медитациях перед молитвой и после нее, а также о важности посвящения души человека ежедневным молитвам, идущим от сердца.

Первоначально заповедь молиться не относилась ни к какому определенному времени дня. Также не было и установленного текста молитвы. Человек сам выбирал слова, с которыми он обращался к Творцу. Тем не менее был установлен желательный порядок молитвы: сначала нужно было восхвалить Б-га, потом просить Его о необходимом, а затем выразить Ему свою благодарность за все, что Он сделал для нас, — и для всего народа, и для каждого человека в отдельности.

После того как в 423 году до н. э. в Иерусалиме был разрушен Святой Храм, евреи на семьдесят лет были изгнаны в Вавилон. Евреи нового поколения, рожденные в диаспоре, как правило, не очень хорошо владели святым языком, ивритом и поэтому просто не могли подобрать слова для молитвы. В связи с этим первосвященник Эзра вместе с мужьями Великого Собрания, состоявшего из 120 пророков и мудрецов, установили стандартный текст молитвы на иврите, а также заявил о необходимости молиться трижды в день — утром, днем и вечером. Все три молитвы (в Шаббаты и праздники добавляется также четвертая) являются своеобразным оформлением Амиды — сборника из 19 благословений. Утренняя и вечерняя молитвы также включают в себя молитву «Шма Исраэль» — в соответствии с заповедью читать ее утром и вечером. Каждое служение дополняют избранные псалмы, благословения и молитвы.

Ко II веку н. э. был окончательно установлен порядок молитв, известный нам по сей день. В дополнение к этому порядку каждый из нас также произносит свою личную молитву, ведет сокровенную беседу с Б-гом.

Каждый из нас может молиться в любом месте и в любое время (не нарушая соответствующих законов Торы). Однако особое место в еврейском законе занимает общественная молитва. Общественная молитва важна по двум причинам. Во-первых, нам необходимо выбирать такое место для молитвы, где быстрее всего нам открывается Всевышний — синагогу, по сути, являющуюся своего рода миниатюрой Святого Храма, места пребывания Творца в нашем мире. Во-вторых, совместная молитва дает дополнительные силы каждому из нас, помогает нам просить о том, что нужно всей общине, дополняет заслуги всех евреев.

Довид Закликовский

Шейндл Кроль

Tэги: молитва