Иудаизм и богатство

27.01.2012

Как иудаизм относится к богатству? Как, с точки зрения еврейской мысли, выглядит тот, кто тяжело работает, чтобы сколотить состояние? Возможно, такому человеку стоит посвящать свое время занятиям духовного рода?

Тора в книге Берешит рассказывает нам о судьбоносной встрече Яакова и Эйсава. За много лет до этой встречи Яакову пришлось бежать от Эйсава, спасаясь от гнева брата. Эйсав чувствовал, что был несправедливо лишен права первородства и отцовского благословения, и поэтому хотел убить Яакова. Яаков же сбежал, отправившись на восток, в дом Лавана, брата своей матери, который жил в Харане. Там он создал семью и стал богатым человеком. Но пришло время возвращаться на родину, в Ханаан.

По дороге в Ханаан ему пришлось столкнуться со своим братом Эйсавом. Была ли мирной эта встреча? Да, но не с самого начала. Яаков узнал, что Эйсав идет ему навстречу с целым войском.

Яаков был вынужден изменить свои планы. Он решил отправить в подарок брату несколько животных из своего стада и послание с предложением о примирении. Что же было сказано в этом послании? «Так сказал раб твой Яаков: “У Лавана жил я и задержался доныне. И достались мне волы и ослы, овцы, и рабы, и рабыни; и вот посылаю я сообщить господину моему, чтобы найти милость в глазах твоих”».

Мудрецы задают вопрос: почему Яаков подчеркнул, что жил у Лавана временно, «доныне»? И отвечают так: Яаков намекал на источник собранного им богатства. Да, он тяжело работал и в итоге стал богатым человеком. Поэтому он отправил брату дорогие подарки. Но Яаков также хотел сообщить Эйсаву о том, как он относится к своему богатству. Зная, что материальная составляющая жизни очень важна, он также понимал, что все материальные ценности преходящи, временны.

Яаков сказал брату: главная цель в жизни заключается не в достижении богатства, а в том, как человек использует все, что имеет, для служения Б-гу.

По сути, слова «я жил доныне» в Торе выражены одним словом — гарти — которое в гематрии соответствует числу 613. Яаков сказал: «Я жил в доме идолопоклонника Лавана и, тяжело работая для того, чтобы обеспечить свою семью, стал богатым человеком. Но моей истинной целью в этой жизни было соблюдение 613 заповедей Б-га».

В соответствии с еврейской традицией, богатство является не целью, а средством. Для нас это средство, с помощью которого мы создаем теплую атмосферу еврейского дома, в котором живут счастливые дети и собираются гости. Богатство позволяет нам уделять время еврейскому образованию, делиться с неимущими. Благодаря богатству мы можем позволить себе помогать членам своей общины и добиваться благосостояния для всех без исключения.

В этом и заключался смысл послания Яакова Эйсаву, и эта мысль относится ко всем евреям без исключения.

Тали Левенталь

Шейндл Кроль