Top.Mail.Ru

Путь к Иерусалиму

05.04.2012

«Вот вопрос, который мучает меня уже давно: каждый пасхальный седер мы завершаем традиционным пожеланием: “В следующем году в Иерусалиме!” А что говорят в этом случае те, кто сейчас живут в Иерусалиме? “В этом году в Иерусалиме”? Или же они вообще пропускают эти слова?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Аарон Мосс:

Собственно говоря, вы можете находиться в сотнях километров от Иерусалима, даже если живете в этом городе. Более того, вы можете оказаться на другом конце мира, сделав всего один шаг. А все потому, что Иерусалим — не обычный город. Это идеал, к которому мы все так стремимся.

Всю историю еврейского народа можно охарактеризовать как длительное путешествие из Египта в Иерусалим. Два этих пункта символизируют два диаметрально противоположных духовных состояния. Путешествие из Египта в Иерусалим подобно духовной одиссее. И как часть народа, и как отдельные личности мы всегда совершали исход из египетского рабства и отправлялись навстречу свободе, в Землю Обетованную. Проанализировав духовное состояние еврейского народа в египетском рабстве и внутренний мир человека, живущего в Иерусалиме, мы убедимся в том, что продолжаем этот путь и сейчас.

На иврите Египет называется «Мицраим», что можно перевести также как «ограничения, помехи, препятствия». Это название олицетворяет состояние порабощения наших душ материальными желаниями и физическими ограничениями. В нашем мире праведность, справедливость и святость находятся в плену у коррупции, эгоизма и самомнения.

Иерусалим переводится как «город мира» — место, в котором душа и тело, небо и земля, идеал и реальность достигают гармонии. Если наше тело становится не тюрьмой для души, но средством ее проявления, и мы проживаем жизнь в соответствии с идеалами, а не низменными желаниями, если мир ценит добро и щедрость и забывает об эгоистичных устремлениях — значит, мы находимся в Иерусалиме и пребываем в гармонии с собой и с окружающим миром.

Представьте себе, что вы ведете машину в плотном транспортном потоке. Вы опаздываете на важную встречу и вдруг замечаете, как впереди другой водитель пытается влиться в общий поток с прилегающей улицы. Вы стоите перед выбором: пропустить его или думать только о себе и продолжить движение, не дав ему проехать. Если вы все же выбираете второй вариант, оправдывая себя тем, что можете безнадежно опоздать на встречу, значит, вы по-прежнему пребываете в египетском рабстве, и эгоизм победил вашу внутреннюю доброту и отзывчивость. Если же вы преодолеете желание не уступить дорогу и пропустите этого водителя — значит, вы только что вышли из Египта. Вы позволили своей доброте одержать победу над эгоизмом. Да, вы уже не в Египте, но еще не в Иерусалиме.

Находясь в Иерусалиме, вы бы просто захотели пропустить этого водителя. Важность вашей деловой встречи померкла бы в сравнении с возможностью сделать добро другому человеку. Вам не пришлось бы бороться со своей эгоистичной природой, потому что она была бы в корне иной, и место эгоизма в ней занимали бы доброта и бескорыстие. В городе мира нет необходимости во внутренней борьбе в пользу добра; оно естественно и безальтернативно. Не знаю, как вы, но я еще не дошел до Иерусалима.

Еврейский народ родился в египетском рабстве. Но он знал, что на другом конце огромной пустыни находится завещанная ему Святая земля. Когда почти 3323 года назад наши предки совершали исход из Египта, они сделали первые шаги на долгом пути в Иерусалим. С тех пор каждое поколение проходило по несколько шагов в этом направлении. Мы продолжаем этот путь, и дорога нам предстоит длинная. Даже если вы живете в городе, который называется Иерусалим, до тех пор, пока в нашем мире есть место страданиям, несправедливости и греху, вы не придете в Святую землю. Пока мы остаемся рабами собственных низменных инстинктов и эгоистичных желаний, мы продолжаем борьбу за окончательный и истинный исход из Египта.

Принимая участие в пасхальном седере, мы говорим друг другу о том, что прошел еще один год, а наше путешествие еще не закончилось. Но мы продолжаем идти вперед и уже находимся к Земле Обетованной ближе, чем год назад. Мы сделали еще несколько шагов по пути к свободе, который продолжали многие поколения наших предков.

Возможно, в этом году наше стремление стать лучше и сделать лучше окружающий нас мир воплотит в жизнь слова Агады: «В этом году здесь, в следующем году — в Эрец Исраэль! В этом году мы рабы, а в следующем году — свободные люди».

В следующем году в Иерусалиме... буквально.

{* *}