Во имя предков

02.01.2013

«Почему современные евреи так часто называют своих детей в честь покойных родственников, из поколения в поколение повторяя одни и те же имена? Во времена Торы в народе Израиля такой традиции не было».


На вопросы читателей портала
Chabad.org отвечает раввин Менахем Познер:

Действительно, во времена Торы очень немногие евреи (если таковые вообще были) получали имена в честь умерших старших родственников. В те времена детей чаще называли соответственно обстоятельствам их появления на свет или в честь памятных событий. Эта традиция возникла уже в момент сотворения Б-гом человека: Адам получил свое имя в честь земли (ивр. адама), а Хава — потому что была матерью всего живого (ивр. хай). Однако во времена таннаев (I-II века н.э.) все изменилось: евреи начали давать своим детям имена в честь предков. Что же послужило этому причиной? Мудрецы Мидраша также задавались этим вопросом, найдя две возможные причины (Берешит Рабба 37:7, как указано в Тора Тмима).

Так, по мнению рабби Йоси, в тяжелые времена люди опасались, что, если не будут называть детей в честь предков, их наследие может быть забыто. Называя детей в честь своих бабушек и дедушек, евреи лучше ощущали преемственность поколений. Напротив, долгая жизнь и сильная культурная идентичность патриархов Торы не оставляли места подобным сомнениям, поэтому еврейский народ мог позволить себе некую «вольность» в наречении детей.

Рабан Шимон бен Гамлиэль (представитель знаменитой династии, все мужчины в которой носили имена Шимон или Гамлиэль) говорил о том, что в моменты наречения детей на наших предков снисходил Б-жественный дар, позволявший найти самое верное имя. Последующие поколения подобной чести не удостоены и поэтому должны называть детей в честь предков.

Как бы то ни было, великий каббалист Ари утверждал, что и в наши дни родители получают часть Б-жественного дара пророчества. Поэтому значение имени (равно как и его связь с одним из предков) играет определенную роль в жизни человека.

Шейндл Кроль