Top.Mail.Ru

Иудаизм и демократия

03.05.2013

«Как мне кажется, демократия — это одно из величайших достижений человечества. Демократические государства не воюют друг с другом, охраняют права своих граждан и стремятся обеспечить процветание и свободу каждому. Я с нетерпением жду, когда демократия восторжествует и на Ближнем Востоке: надеюсь, что переход к этому политическому строю коренным образом изменит ситуацию в арабских странах. В школе я усвоил, что демократия зародилась в Древней Греции. Если иудаизм столь велик, почему же демократия не возникла среди евреев?»


На вопросы читателей портала
Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Я понимаю, что вы ждете четкого и ясного ответа на этот вопрос, но если бы я попытался ответить кратко, то оказал бы вам медвежью услугу. Однозначный ответ должен был бы подтвердить недоказанные утверждения, прозвучавшие в вашем вопросе. Поэтому позвольте мне сначала представить вашему вниманию альтернативную точку зрения.

Нет сомнений, что в современную эпоху в мире достигнут небывалый прогресс в том, что касается уровня жизни и гражданских свобод. Несмотря на сомнения, которые могут возникнуть у нас после знакомства с ситуацией в мире сквозь призму СМИ, уровень насилия в глобальном масштабе заметно снизился за последние 500 лет.

Вопрос, однако, заключается в том, какие факторы оказали решающее влияние на эту динамику. Была ли демократия главной причиной смягчения нравов или же сыграли роль какие-то иные движущие силы? Как насчет развития промышленности и науки, медицины, рыночной экономики и финансов?

Все эти факторы создают сложную и одновременно прекрасную картину современного мира. Тем не менее, существует еще один фактор, который я еще не упоминал. Без него наш мир был бы совершенно иным. Да-да, я не шучу — не исключено, что наш мир в случае исчезновения этого фактора напоминал бы кошмар, описанный в антиутопиях Джорджа Оруэлла (даже если бы все остальные факторы, включая демократию, остались в силе).

Я говорю о том явлении, которое Томас Джефферсон называл «неотъемлемыми правами». Признание обществом прав человека не является прямым следствием развития демократии. Напротив, неотъемлемые права конфликтуют с принципами демократии и зачастую напрямую противоречат им. Если, например, завтра граждане где-либо на земном шаре проголосуют за то, чтобы мусульманам было запрещено читать Коран, а умственно отсталых следует подвергать эвтаназии, такое волеизъявление будет признано нелегитимным даже в самом демократическом государстве. Парадокс состоит в том, что демократия становится жизнеспособной лишь тогда, когда сама себя ограничивает некими рамками, называемыми правами человека.

Иногда исторический процесс называют лабораторией Б-га. Мы не можем повторить Его эксперименты, но мы можем оглянуться назад и вспомнить прошлое. Поступив так, мы увидим, что эксперимент под названием «демократия» постоянно проваливался. Об этом писал еще древнегреческий мыслитель Полибий, который ввел понятие «охлократия», что в переводе с греческого означает «власть толпы». В более поздние времена в демократической республике, возникшей после победы Великой французской революции, массовый террор развязали якобинцы. Именно по «воле народа» в Новой Англии была устроена охота на ведьм. В результате демократических выборов к власти в Германии пришел Гитлер, а сектор Газа перешел под управление группировки ХАМАС.

Именно для того, чтобы защититься от подобных угроз, британский философ Джон Стюарт Милль настаивал на необходимости введения гарантий против «тирании большинства». Даже демократия иногда нуждается в ограничениях.

Возникает следующий вопрос: кто, если не социум, имеет право такие ограничения устанавливать? Чей авторитет способен затмить собою все — даже волю народа? У авторов Декларации независимости США с этим проблем не возникло. Второе предложение составленной ими Декларации гласит о «неотъемлемых правах», которыми людей наделил Творец. Кто еще мог постановить, что «все люди созданы равными», если не Тот, кто сотворил их такими? Таким образом, введение демократии в рамки закона, установленного Б-гом, возымело действие.

Полагаю, вы начали понимать, к чему я клоню: кто подал миру идею о правах человека? Римляне? Греки? Шумеры? Может быть, мыслители Древней Индии или Китая говорили о том, что «все люди созданы равными» и у каждого из них есть право на справедливый суд? Публицист Джошуа Берман развивает эту идею в своей книге «Созданные равными. Как Библия преодолевает политические идеи Древнего мира». По его мнению, сама концепция народа-нации, обладающего правами и свободами и несущего обязанности, представляет собой уникальное явление, впервые зародившиеся в Древнем Израиле и остававшееся единственным в своем роде феноменом вплоть до 1776 года.

Приведу прекрасный пример. Царя Ахава зачастую называют самым жестоким и нечестивым монархом Израильского царства. Но посмотрите, что произошло, когда он столкнулся с человеком, заявившим о своих правах:

Навуфей из Изрееля имел виноградник близ дворца Ахава, царя Самарии. И сказал Ахав Навуфею: «Отдай мне свой виноградник, и я сделаю на его месте сад. Взамен я дам тебе другой виноградник, лучше прежнего. Или, если захочешь, получишь его стоимость деньгами». Но Навуфей ответил: «Б-г запрещает мне отдавать тебе землю, завещанную мне предками». Ахав, расстроившийся из-за слов Навуфея, вернулся во дворец, возлег на ложе, отвернувшись к стене, и отказался от еды. Жена Ахава, нееврейка Иезавель, не могла понять терзаний мужа. Ее муж — царь, но не может делать то, что пожелает? Чтобы помочь Ахаву, Иезавель оклеветала Навуфея, которого затем казнили, и таким образом подарила своему дорогому мужу виноградник.

Получается, что даже самый нечестивый царь понимал, что право человека на собственность является неприкосновенным. Ахав не мог и помыслить о том, чтобы нарушить это право, и просто молча страдал в своей опочивальне.

А теперь вернемся к вашему вопросу. Мы действительно не знаем, как зародилась демократия. Афинский правитель Солон (VII в. до н. э.), ввел свод законов, давших гражданам возможность путем голосования принимать важные решения в управлении полисом. Тем не менее на протяжении значительной части своей истории большинство греческих полисов жили по иным законам. Некоторые исследователи указывают на отдельные признаки демократического строя в государстве шумеров или в Древней Индии. Антрополог Джаред Даймонд говорит о том, что первобытные общества в догосударственный период по сути управляются демократическим путем. Во всяком случае, идею сочетания демократии с правами человека, подходящую для развитых обществ, первыми предложили Англия и США.

Тора определенно считает оптимальным устройством общества ограниченную монархию. История, однако, далеко не всегда развивалась в соответствии с этим эталоном. В Эпоху судей многие лидеры избирались собранием старейшин общин. Согласно Талмуду, эта система существовала и в Эпоху царей, и в более поздние периоды: судьи избирались жителями городов, а затем становились членами собрания (Сангедрина), в который входили 70 мудрецов. Эта система подробно описана Маймонидом в «Законах Сангедрина».

В период галута еврейские общины часто избирали общим голосованием совет, носивший название тувей ха-ир — «лучшие города». В любом случае, такие устои, как необходимость дать образование каждому ребенку и любовь к учебе, стали лучшей гарантией сохранения среди евреев уважения к каждому члену общины.

Конечно, принципы демократии совместимы с еврейскими ценностями. Но является ли демократия универсальным решением для всего человечества? По крайней мере отчасти так оно и есть. Однако без законов, охраняющих права каждого члена общества, демократия легко идет на то, чтобы сжигать церкви, притеснять меньшинства, преследовать политических оппонентов, развязывать бессмысленные разрушительные войны, в итоге превращаясь в страшнейшую из диктатур.

Как бы парадоксально это ни звучало, стабильное и устойчивое общество, в котором каждый человек обладает правами и равен перед законом, возможно только в том случае, если мы прислушаемся к голосу единственного Авторитета, который заботится о созданном Им мире и о каждом творении, которое Он привел в него. Именно эту программу предлагает миру Тора; и в течении последних столетий мы наблюдаем результаты ее претворения в жизнь.

{* *}