Top.Mail.Ru

Дар скромности

04.06.2013

После того как рабби Йегуда, великий мудрец II века н. э., известный как один из составителей Мишны, покинул этот мир, его коллеги-раввины объявили о завершении эры скромности. Спустя более 100 лет вавилонский мудрец рабби Йосеф предложил новую формулировку этой идеи, заявив: «Не говорите, что скромность прекратила свое существование, потому что есть я» (Вавилонский Талмуд, трактат Сота 49б). На первый взгляд, это высказывание кажется довольно ироничным. Может ли человек гордиться собственной скромностью и, вместе с тем, оставаться застенчивым и непритязательным?


Не моя вина

Корах происходил из колена Леви и страстно желал стать первосвященником. «Моше стал вождем всего народа, — негодовал он, — Аарон — первосвященником, мне же ничего не досталось!» (Бемидбар 16:11). И Моше ответил Кораху: «Ты... собираешься против Б-га... Аарон же тут при чем? Что тебе роптать на него?» (см.комментарий Раши на Бемидбар 16:3).

Что имел в виду Моше? Почему Корах не должен был выражать недовольство Аароном? Аарон занял пост, к которому так стремился сам Корах, не имевший ничего против Б-га, но лишь завидовавший первосвященнику Аарону.

Очевидно, Моше намеревался сообщить о том, что Аарон не стал первосвященником самовольно, но был назначен Всевышним. Примерно то же самое Моше сказал тем, кто жаловался ему и Аарону на голод: «А мы что? Не на нас ропот ваш, а на Б-га!» (Шмот 16:8). Всем в этом мире управляет Всевышний, а не я. Если вы хотите получить ман, жалуйтесь Б-гу. Если ты хочешь стать первосвященником, обращайся к Творцу.

Как бы то ни было, этот ответ не вносит ясность. Перекладывание ответственности на Б-га — логичный довод, но, приводя его, Моше вместе с тем уступает Кораху. Почему Моше не стал отстаивать репутацию своего брата как лучшего кандидата в первосвященники? По сути, он сообщил Кораху, что Аарон стал первосвященником незаслуженно; случилось так, что выбор Создателя пал именно на него. То есть, первосвященником мог стать любой, но Б-г выбрал именно Аарона.

Возникает впечатление, что Моше поступает довольно жестко по отношению к брату. Неужели он действительно не верил в то, что Аарон был достоин стать первосвященником? На самом ли деле он чувствовал, что Корах, которого Всевышний впоследствии наказал, был достоин стать первосвященником в той же степени, что и Аарон?

Не моя заслуга

В общем, так оно и было. Именно так Моше и думал. И такова была его точка зрения не только по отношению к Аарону, но и по отношению к самому себе.

Моше был самым скромным человеком на земле. Тем не менее он был прекрасно осведомлен о всех своих достоинствах. Он был спасителем народа Израиля, величайшим из пророков, тем, кто заставил море расступиться и дал евреям ман. Он знал, что является самым великим евреем в истории. Как же в этом случае он мог быть еще и скромным человеком?

Уинстон Черчилль, известный антипатией к своему политическому оппоненту Клементу Эттли, однажды сказал: «Мистер Эттли очень скромный человек». Промолчав, он с улыбкой добавил: «И у него для этого есть все основания».

Как просто быть скромным, когда тебе нечем похвастать! Но Моше Рабейну был скромным человеком, несмотря на то, что ему как раз было чем гордиться. Как ему удалось снискать репутацию скромного человека, не скрывая своих уникальных талантов, величайшей души и грандиозных заслуг (включая собственную скромность)? Очень просто. Он никогда и ничего не ставил себе в заслугу, но всегда относил все свои достижения на счет Всевышнего.

Допустим, вы видите перед собой прекрасную скульптуру. Чем вы восхититесь — работой скульптора или инструментом, при помощи которого он ее выполнил? Конечно, его работой, поскольку сам по себе инструмент не способен создать ничего. Талант и произведение искусства — это заслуга скульптора, и только его.

Моше рассматривал себя как инструмент Б-га. Он был кладезем талантов и силы духа, с помощью которых Всевышний творил чудеса и даровал народу Израиля Тору. Слыша похвалу, Моше понимал, что сотворенное им не является его заслугой, поскольку знал, что без способностей, дарованных ему Б-гом, он не смог бы сделать ничего. Именно поэтому Моше полагал, что восхищения достоин Создатель, наделивший его такими талантами.

Более того, Моше считал, что если бы те же способности были дарованы кому-то другому, он также смог бы сделать многое, добившись, возможно, большего, чем сам Моше. А поскольку это было возможно, Моше делился своими сомнениями с каждым. Именно так он оставался скромным, вместе с тем совершая великие поступки.

Моше прекрасно знал своего брата. Он понимал, что взгляды Аарона на жизнь были схожи с его собственным мировоззрением. Аарон не считал первосвященство своей заслугой, полагая, что таким было решение Творца, который мог остановить свой выбор на ком-то другом. Аарон понимал, что прекрасно подходил на этот пост, но лишь благодаря своим духовным качествам, дарованным ему самим Б-гом. Он был не более чем инструментом в руках скульптора и ни один из своих поступков не считал личной заслугой.

Теперь мы понимаем, что имел в виду Моше, говоря: «Ты ропщешь не против Аарона, а против Б-га». Моше не указывал на то, что Корах был не менее достойной кандидатурой, чем Аарон. Напротив, Всевышний избрал Аарона потому, что именно он больше остальных подходил для того, чтобы стать первосвященником. Корах сам хотел стать первосвященником, и Моше мог понять его устремления. Поэтому вместо того чтобы высмеять Кораха, он напомнил ему о том, что Корах завидует не самому Аарону, а духовным качествам, дарованным Аарону Б-гом. Не злись на Аарона, сказал он. Обратись к Б-гу, который сделал Аарона именно таким.

Скромность как подарок

Почему рабби Йосеф мог «хвастаться» своей скромностью теперь стало более очевидным. Моше и Аарон рассматривали собственные способности как данные Б-гом, и благодаря этому подходу могли демонстрировать их без всякой спеси и высокомерия. Рабби Йосеф тоже воспринимал свою скромность как данную Б-гом, поэтому он мог проявлять ее, не опасаясь показаться надменным и кичливым. Он делал это не для того, чтобы похвастать собственной скромностью, но для того, чтобы стать примером остальным. Он стремился показать, что скромность — это дар, который может получить каждый из нас.

Отражение

Каждый из нас обладает определенными талантами и, демонстрируя их, мы получаем комплименты. В глубине души мы знаем, что не так уж и много работали и то, что другим представляется великим трудом, нам досталось с легкостью. И это не повод гордиться собой. Напротив — именно поэтому нам следует быть скромнее.

Конечно, в качестве дани вежливости нам следует с благодарностью принимать похвалу, но про себя мы должны помнить, что похвалу заслужили не мы лично, поскольку мы ничем не лучше остальных. Если бы Всевышний наделил такими же способностями другого, кто знает, каких высот удалось бы достичь ему... И точно так же как Аарон использовал свой дар для служения Творцу, каждый из нас также может стать «первосвященником», используя дарованные ему таланты для того, чтобы служить и прославлять Того, кто наделил его ими (на основе Ликутей Сихот, том 13, стр.30-39).

Лейзер Гурков

{* *}