Духовность снова в моде

30.08.2013

Давным-давно в одной стране жили три сестры, каждая из которых получила в подарок от матери прекрасные длинные платья, сшитые из дорогих и очень редких тканей. Сестры дорожили подарками матери и берегли их — пока однажды не услышали о том, что в моду вошли короткие юбки. Теперь платья уже не казались им такими же прекрасными, как прежде. 


Младшая сестра решила: «Сделаю по-умному». Она взяла ножницы и обрезала подолы всех своих платьев.

Средняя сестра сказала: «Ну и что же в этом умного? Это неуважение по отношению к маме, да и не выглядят твои платья как настоящая модная одежда». Поэтому она предпочла свои платья заложить, а на вырученные деньги купила модные вещи.

Старшая же сестра так и носила подаренные матерью платья. Сверху она обычно надевала длинный плащ или накидку, под которой платья были не видны.

Через некоторое время стало известно, что мода на короткие юбки тоже прошла. Теперь все модные дамы носили длинные элегантные платья из редких тканей. Младшая и средняя сестры посмотрели на себя и поняли, что теперь уже короткие юбки выглядят старомодно.

Средней сестре пришло в голову, что мама оставила ей платья, которые полностью соответствовали новой моде. К сожалению, девушка никак не могла вспомнить, куда же она подевала подарки матери. Она и не думала о том, чтобы спросить совета у старшей сестры — что та понимает в моде? Поэтому она отправилась в дом младшей сестры и спросила ее:
— Помнишь те платья, что оставила нам мама?
— Конечно, — ответила младшая сестра, — их я и ношу. Ты посчитала себя самой умной, избавившись от этих платьев, но я их сохранила.
Средняя сестра с сомнением посмотрела на короткий подол платья младшей. Неужели мама оставила ей такие платья?..

* * *

Прежде чем закончить эту историю, объясню, к чему вообще ее упомянул здесь... Когда в обществе укореняется новое мировоззрение, все устаревшие идеи, как правило, дискредитируются и признаются ошибочными. Постоянные заявления о том, что последователи старых взглядов представляют собой враждебно настроенное меньшинство, ведут к тому, что большинство людей начинают воспринимать их именно в таком качестве. Утверждается, что сторонники прежних идей не входят и никогда не входили в большинство. Новое мировоззрение якобы является логическим продолжением всего, что существовало ранее, а «старая школа» никогда не имела ничего общего с реальностью.

Лучших результатов из всех когда-либо сфабрикованных идей достигло очернение и принижение еврейской духовной мысли. Эта кампания возымела такой эффект, что когда сегодня молодой еврей приходит в синагогу за медитацией и мистицизмом, в поисках духовной пищи, он встречает людей, которые совершенно искренне сообщают ему: «Ну, к иудаизму-то все это не имеет отношения. Поищи в другом месте».

Сегодня мы наконец-то начинаем вспоминать о духовной мудрости и просвещенности наших предков, сдуваем с этого мировоззрения пыль и демонстративно примеряем его на себя. Но даже в этом случае мы все время словно оправдываемся за некую старомодность, иногда называя многовековую мудрость «альтернативным иудаизмом», распространенным якобы лишь в закрытой группе чуть ли не «полуязычников».

18 элула 5458 (1698) года родился основатель хасидизма Исраэль Баал Шем Тов (Бешт). В тот же день 47 лет спустя родился основоположник любавичского хасидизма Шнеур Залман из Ляд. Приглашая еврея на празднование 18 элула — дня, когда открылся новый путь познания сокровенных тайн Торы и его влияния на разум, на сердце и поступки каждого человека в этом мире — в ответ мы слышим: «Сначала я хочу основательно познакомиться с классическим и общепринятым иудаизмом, а уж потом, конечно, займусь вашей духовностью и мистикой». Когда мы говорим ему о том, что все поступки еврея призваны сделать этот мир лучше и подготовить его к эре всеобщего просвещения, он восклицает: «А, так вы, наверняка, из тех самых любавичских хасидов!»

Внесем ясность: иудаизм всегда был и будет духовным и мистическим мировоззрением. Вместе с тем он предлагает материальный, приземленный взгляд на вещи. На самом деле, иудаизм являет собой удивительно гармоничное сочетание материальной и духовной концепций. Величайшие мудрецы, истово возносившие молитвы для достижения мистического, духовного союза, вместе с тем разбирали мельчайшие детали практической Галахи — свода еврейских законов. В Талмуде приведены как законы о покупке и продаже, залогах и правах собственности, так и рассуждения о духовной чистоте и нечистоте, просвещенности и выживании души — зачастую на одной и той же странице.

Хасиды не являются маргинальной группой. На протяжении значительного исторического периода приверженцами хасидизма было большинство евреев Восточной Европы. Но даже если ваши предки и не были хасидами, мистическое учение Бешта все равно оказало значительное влияние на их духовную жизнь.

В заключительной главе Кодекса Маймонида приведено рассуждение о том, что достижение всеобщего просвещения является одной из главных целей иудаизма. Всеобщее просвещение — основная тема учений всех пророков и мудрецов — было заветной мечтой и ваших предков. Просто в один прекрасный момент духовность вдруг вышла из моды и даже стала считаться чем-то постыдным. Нам не нравилось, что наши предки верили в такие «ненаучные» вещи как ангелы, жизнь после смерти, иные миры и так далее. В конце концов, современная наука развенчала их, объявив мифическими.

И тогда все мы очень удобно устроились, притворившись, будто никто, за исключением малочисленных фанатиков, в это никогда и не верил.

Однако сегодня с пьедестала свергнута уже наука, которая лежит и бормочет себе под нос что-то о множественных измерениях и мирах, космосе, неопределенности, нарушении причинно-следственной связи и множестве других нелогичных понятий, которые ставят под вопрос все, что мы думали до этого относительно материального мира. Теперь точка зрения мистиков относительно строения вселенной признана не такой уж далекой от истины. Сейчас мы действительно можем понять, каким образом воспринимаемый нами материальный мир является лишь фасадом, за которым скрывается нечто гораздо более великое и важное. Духовность снова в моде.


* * *

...Средняя сестра приходит к младшей в поисках ответа на вопрос, где спрятана духовность и мудрость. Младшая сестра продолжает жить в иллюзии, что ее устаревший взгляд на мир все еще востребован и оригинален. Но в случае со средней сестрой надежда еще жива...

А историю о трех сестрах закончите сами. Или, что еще лучше, попросите кого-нибудь подробнее познакомить вас с философией хасидизма — нашего еврейского духовного наследия.

Цви Фриман


Шейндл Кроль