«Но Всевышний обратит зло в добро»

02.01.2015

Первая из пяти книг Торы, Берешит, заканчивается возвышенной историей о примирении Йосефа с братьями. Братья опасались, что на самом деле Йосеф не простил их за то, что они продали его в рабство. Они подозревали, что брат просто решил отложить месть на некоторое время, до тех пор пока не умрет их отец Яаков. Поэтому после смерти Яакова они рассказали Йосефу о своих опасениях. Но Йосеф ответил им: «Не бойтесь. Разве я вместо Б-га? Вы задумали против меня зло, но Б-г превратил его в добро, чтобы ныне осуществить [это] — спасти жизнь многочисленного народа! Не бойтесь, я буду обеспечивать и вас, и ваших детей». Так он утешил их, и его речь [тронула] их сердца (Берешит 50:19-21). 

С такими словами Йосеф обратился к братьям уже во второй раз. Впервые он произнес похожую речь в тот день, когда открылся перед ними, рассказав о том, что тот, кого они считали египетским наместником по имени Зафнат Панеах, на самом деле — Йосеф, их брат: «Я Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет! Но не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, ибо ради [вашего же] выживания Б-г послал меня [сюда] прежде вас. Вот уже два года [длится] голод в стране, и еще пять лет не будет ни пахоты, ни жатвы. Б-г послал меня перед вами, чтобы вы уцелели на земле — чтобы вы выжили и стали многочисленны. Так что не вы отправили меня сюда, а Б-г. Это Он сделал меня [как бы] отцом фараону, господином при его дворе и правителем всей земли египетской» (Берешит 45:3-8).

Эти слова — переломный момент в истории веры. Именно тогда родилось прощение. Эта история — первый задокументированный случай прощения одним человеком другого за совершенный проступок. Кроме того, история Йосефа подарила нам еще один важный принцип: идею Б-жественного провидения. История — это не то, что американский прозаик Джозеф Хеллер назвал «мешком с мусором случайных совпадений, развеянных ветром». У нее есть цель, смысл, сюжет. Исторический процесс — скрытая и тайная работа Творца. Как говорил Гамлет, «…то божество намерения наши довершает, хотя бы ум наметил и не так».

Величие Йосефа заключается в том, что он почувствовал это провидение. Теперь он знал, что ничто в его жизни не случайно. Заговор братьев, намеревавшихся его убить, продажа в рабство, ложные обвинения жены Потифара, тюремное заключение и напрасные надежды на то, что придворный виночерпий вспомнит о нем и добьется его освобождения — все эти события могли повергнуть его в отчаяние, но в конечном счете оказались важными шагами на пути, в конце которого Йосеф стал вторым человеком в Египте и единственным, способным спасти целую страну (и свою семью) от голода.

Йосеф сполна обладал одним из важных свойств лидера: ему была дарована способность продолжать свой путь, несмотря на препятствия, зависть, ложные обвинения и многочисленные потери.

Каждый лидер, отстаивающий ту или иную идею, непременно сталкивается с критиками и противниками — ведь речь идет о конфликте интересов. Лидер, избранный для того, чтобы построить справедливое общество, почти наверняка встретит поддержку неимущих слоев общества и неприятие со стороны богатых. А для того, кто борется за облегчение налогового бремени, обстоятельства будут складываться противоположным образом. Избежать этого невозможно. Бесконфликтных ситуаций в политике не бывает.

Любой лидер, избранный с какой бы то ни было целью, равно как и вообще каждый талантливый и яркий человек, всегда сталкивается с завистью. Его противники всегда будут задавать вопрос: «Почему не я?» Именно так рассуждал Корах о Моше Рабейну и Аарона, а сыновья Яакова — о Йосефе, которого их отец любил сильнее остальных своих детей. В пьесе Питера Шеффера «Амадей» Антонио Сальери задавался этим вопросом, думая о Моцарте.

Что касается ложных доносов, то следует признать, что в истории они совершались довольно часто. Жанну д’Арк обвинили в ереси и сожгли за это на костре. Четверть века спустя специальная следственная комиссия, учрежденная по приказу короля, объявила ее невиновной посмертно. По приговору судебного процесса над салемскими ведьмами в Новой Англии (1692 – 1693) к смертной казни были приговорены более 20 человек. Несколько лет спустя, когда в виновности осужденных начали сомневаться, священник Джон Хейл, присутствовавший на процессе, признал: «Времена были настолько темны… что мы блуждали в облаках и не ведали, куда шли». Самым известным ложным доносом в новой истории является дело Альфреда Дрейфуса, французского офицера еврейского происхождения, которого обвинили в шпионаже в пользу Германии. Дело Дрейфуса гремело во Франции и по всей Европе в 1894 – 1906 годах. В итоге обвиняемый был полностью оправдан.

Жизнь успешных людей не обходится и без неудач. Джоан Роулинг получила отказы из двенадцати издательств, прежде чем ей удалось опубликовать первую книгу о Гарри Поттере. Автор еще одной книги о детях получил двадцать один отказ. Книга называлась «Повелитель Мух», а Уильям Голдинг, ее автор, впоследствии получил за роман Нобелевскую премию.

В своей знаменитой речи перед выпускниками Стэнфордского университета Стив Джобс рассказал историю о трех ударах судьбы, оказавших огромное влияние на его жизнь: исключении из университета, увольнении из основанной им компании Apple и диагностированном у него раке поджелудочной железы. Эти испытания не сломили его, более того — он использовал каждое из них как шанс что-то изменить.

На первом прослушивании в компании звукозаписи группе «Битлз» сообщили, что гитаристы «выходят из моды». После их выступления, состоявшегося в январе 1962 года, критики вынесли единодушный вердикт: «У “Битлз” нет будущего в шоу-бизнесе».

Все эти факты подтверждают блестящий афоризм Уинстона Черчилля о том, что «успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».

Несмотря на неудачи, люди вновь и вновь пытаются добиться желаемого благодаря вере в себя, чистому упрямству, или отсутствию альтернативы. Йосефу же помогало его понимание Б-жественного провидения. На его глазах осуществлялся план, об исходе которого у него были лишь смутные догадки, но на определенном этапе Йосеф осознал, что является лишь одним из многих персонажей еще более грандиозного плана, и что все случившиеся с ним несчастья были необходимы для достижения цели. И поэтому Йосеф сказал братьям: «Б-г послал меня сюда прежде вас».

Эта готовность дать всем происходящим событиям самостоятельный ход (управляемый на самом деле Б-жественным провидением) и понимание того, что каждый из нас — не более чем соавтор собственной жизни, помогли Йосефу пройти все испытания без сожалений о прошлом и отчаяния перед неизвестностью будущего. Вера в Б-га питала его необычайной силой, которая нужна и каждому из нас — если мы хотим достичь больших высот. И неважно, сколько злобы исходит от наших врагов — ведь чем большего успеха мы достигаем, тем сильнее эта злоба. Если мы можем сказать: «Ты намерен причинить мне зло, но Всевышний обратит его в добро», то мы обязательно справимся со всеми испытаниями, сохраним силы и дух.

раввин Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Tэги: Йосеф