То чего нет

12.04.2001

(10 сфирот — где они находятся?)

Любой человек, столкнувшийся с литературой о Каббале, обычно сразу же запинается на первом же основополагающем понятии — "сфирот". Что это такое? И почему это слово никогда не переводится на русский язык?

Где вообще в еврейской литературе появляется понятие "сфирот"?

В первой же еврейской книге — "Сефер Иецира", авторство которой приписывается самому Аврааму, прародителю еврейского народа.

"Десять сфирот без ничего. Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Понимай мудростью и умудрись пониманием, исследуй их и изучай их, и то, что выходит из них", — пишет "Сефер Иецира".

Само слово "сфира" можно связать с глаголом "лиспор" (считать), то есть "сфира" — это нечто "исчисленное". Но что означает выражение "без ничего" (бли ма)?

Попытаемся объяснить.

Итак, есть Бог. От него к нам исходит Благодать, Энергия, Информация... — называйте это как хотите, но я думаю, вы меня поняли. Так вот, всю эту информацию мы делим на 10 сфирот...

Которые есть понятия идеальные — то есть не существующие иначе, как в нашем мозгу. Сфирот, говоря языком информатики, есть средства описания информационного потока, исходящего от Всевышнего.

Сейчас я начну их описывать, и вам все станет понятно. Итак, сфирот десять — а это значит, что мир должен иметь десятичную структуру.

Десятью речениями был сотворен мир, десять заповедей, десять человек в миньяне — источником всего являются 10 сфирот.

Когда мы говорим, что человек "сотворен по образу и подобию Божьему", мы, разумеется, не имеем в виду, что у Всевышнего есть руки, ноги, нос (Бога вообще нельзя связывать с каким-либо зрительным образом) — а то, что у человека тоже есть 10 сфирот. Или 10 "мидот" (качеств — по-русски).

Сфирот можно разделить на два "этажа" — три верхних и семь нижних.

Тут бдительный читатель встрепенется и скажет, что мир имеет и троичную структуру, и семеричную (семь дней недели, семь цветов радуги, семь чудес света — и так до бесконечности).

Три верхних сфиры условно называются "закрытыми", семь нижних — "проявленными". Чуть дальше я объясню, почему.

Итак, начнем с ХАБАДА. В представлении многих посетителей нашего сайта ХАБАД — это религиозные люди в шляпах "борсалино". А в честь чего они так называются?

ТРИ ВЕРХНИХ.

КЕТЕР.


Самая высшая сфира, которая только есть в системе сфирот, называется "Кетер" — Корона. Корона обычно находится на голове царя — на самом верху. Но если мы говорили, что у человека тоже есть десять сфирот, то где же "кетер" у человека?

Это желание, замысел. Божественная сфира Кетер называется "желанием Бога". Естественно, в основе всего лежит желание, первичный замысел. Так же у человека — писатель задумывает книгу, пока она имеется только у него в голове... Глядишь — и перед вами пахнущий типографский краской экземпляр. Или царь задумал построить город, не прошло и пары лет — и вот его замысел воплощен в массивных стенах крепости.

Что уже говорить о замысле Бога, который неизмеримо могущественнее любого царя? Для него замысел — это уже воплощение...

Что это значит, вы поймете немного позже. А пока еще сообщу, что каждой сфире соответствует определенное имя Бога. Сфире Кетер соответствует имя "алеф-хей-йуд-хей" (мы встречаем это имя, когда Бог говорит с Моше из горящего куста. А раз это имя написано, значит — призыв Моше на службу к Богу был проявлением высшей Божественной воли).