Душа Адама

12.04.2001

Не так давно весь Израиль потряс ужасающий случай — в женщину вселился диббук. Дуббук (от слова "лидбок", прилепиться) — это "посторонняя" душа, не имеющая тела, которая вселяется в какого-нибудь человека. А так как две души в одном теле сосуществовать не могут, то в несчастном человеке попеременно "включаются" то его родная душа, то вселенная — диббук.

В данном случае в женщину вселился дух ее покойного мужа, умершего некоторое время назад. Семья эта была нерелигиозной, никогда не выполняла заповеди. Мало того, даже кадиш — поминальную молитву — по умершему не читали — случай, уникальный в Израиле. И через некоторое время душе несчастного ничего не оставалось, как вселиться в свою бывшую жену, чтобы попросить о тиккуне — исправлении.

Когда душа усопшего начинала говорить из тела женщины, она падала на пол с закаченными глазами и вещала голосом своего покойного мужа. Все это было заснято на видеопленку. Можно было бы предположить, что это очередной фильм ужасов, если бы не один факт: Димона, где происходили события — маленький провинциальный городок. Эту женщину — простую, малограмотную — хорошо знали многие соседи на протяжении десятков лет. И трудно предположить, что под ее личиной могла скрываться гениальная актриса. Кроме того, как я уже упомянул, женщина была малограмотной. А то, что поведал диббук, известно только изучающим Каббалу.

Диббук рассказал, что в рай его не принимают (что естественно), но и в ад тоже не берут! В аду душа грешника пребывает максимум двенадцать месяцев, а потом отправляется в рай. Так что попасть в ад — это тоже еще надо заслужить. (Кстати, по нашим близким мы читаем кадиш одиннадцать месяцев — из того расчета, что вряд ли они были настолько большими грешниками, что заслужили полного, двенадцатимесячного пребывания в аду).

Душа покойного болталась между раем и адом, между миром живых и миром мертвых, подобно цветочку в проруби. Через свою жену он слезно просил вызвать раввинов, которые сумели бы исправить создавшееся положение, то есть осуществить тикун (исправление души, которое бы позволило отправиться ей хотя бы в ад).

Из Иерусалима были вызваны известнейшие равы-каббалисты (в том числе рав. Давид Бацри, руководитель ешивы каббалистов "А-Шалом"). Они читали специальные молитвы, трубили в шофар... В конце концов, с Б-жьей помощью диббук был изгнан и отправился туда, где ему надлежит быть — в мир мертвых.

Но что же произошло? Как понять эти странные события, более похожие на страшную средневековую сказку? Это мы и попытаемся сделать в серии очерков. Начнем с Адама. Говорится в Каббале, что все души будущих людей были заключены в душе Адама.

Однако у еврея не одна душа, а целых пять! Это НЕФЕШ, РУАХ, НЕШАМА, ХАЯ И ИЕХИДА.

Нефеш — самый низкий уровень души. Он есть у любого живого существа. У евреев и не евреев, у академиков и клинических идиотов есть нефеш.

Руах — уже более высокий уровень души. Считается, что его получает еврейский ребенок с бар-мицвой, то есть с возрастом приобщения к заповедям.

Нешама же есть даже не у каждого еврея. Это — соответственно — еще более высокий уровень, который получают в 18-20 лет (определенного возраста не существует, может быть и раньше), и связан он с осмысленным выполнением заповедей.

Хая — это субботняя душа. Ее получают: женщина в момент зажигания свечей, и мужчина в момент начала субботней молитвы (когда говорят молитвы "Борху"). Эту душу получают с вечера, а утром еще можно получить душу под названием

Иехида — ее получают в момент чтения молитвы "Кетер", когда говорят слово "айе" (где). Иехида — уровень столь высокий, что даже на ночь не выдается, с окончанием субботы ее (как и хаю) необходимо сдать. Поэтому мы проводим церемонию hавдаллы — разделения между субботой и буднями, чтобы две души легче расставались с телом.

Сложная картина! Не душа, а кассетная боеголовка какая-то. Но эта картина еще не так сложна — а теперь представьте, что начинается, когда душа попадает в процесс "гильгуль нешамот" — или проще говоря, переселения душ.