Головы и хвосты

14.09.2001

Большинство людей, поверхностно знакомых с еврейской традицией, не обращают внимания на поразительный факт — у евреев год начинается не с Нового Года!

Когда Тора говорит: "этот месяц будет для вас началом месяцев", то она имеет в виду нисан, а отнюдь не не тишрей! То есть — объясняю — год начинается в месяце нисане (первое нисана называлось "новым годом царей", по этой дате расчитывалась деятельность государства и никак особо она не отмечалась).

Проходит семь месяцев — и неожиданно наступает Новый Год, Рош hа-Шана...

Собственно, слово "рош" переводится как "голова". А голова — самая важная часть человеческого организма. А число семь, как уже догадались мои самые внимательные читатели, связано с семью мидот, проявленными качествами Господа. Причем, если мы начнем отсчет от сфиры Хесед, Милости Б-жьей, то семерка как раз придется на Малхут, Его Царство...

Вот тут как раз нам нужно отвлечься, чтобы ответить на самый важный вопрос философии. Что было раньше — курица или яйцо?

Не спешите смеяться. Средневековые мудрецы столетиями обсуждали эту проблему, а они были люди -поумнее нас с вами. В этой задачке аллегорически (а Каббала почти всегда говорит языком аллегорий) зашифрован вопрос:

Что важнее? Желание Творца сотворить мир (яйцо) или сам сотворенный мир (курица)? Если бы не было желания (сфиры кетер) не было бы и мира (Малхут). А если нет мира — к чему тогда желание?

Обсуждение этой проблемы вы можете увидеть и в книге основателя Любавического хасидизма рабби Шнеур-Залмана "Ликутей Тора", и в книге его сына, Миттеле ребе "Торат Хаим" ("Тора жизни")...

Может, попробуем и мы обмозговать этот вопрос? Решить, конечно, не решим — зато поупражняем свой мозг в каббалистических понятиях.

Что говорит "Сефер Иецира", "Книга Творения" о старшинстве сфирот? Вот отрывок из первой главы, шестой мишны:

"Десять сфирот без ничего подобны искрам, и их конец в их начале, и их начало в их конце..."

"Десять сфирот без ничего" — это значит, что сфирот — понятия идеальные, не существующие в реальном мире (впрочем, подробнее смотри об этом статью "То, чего нет"). "Их конец в их начале, и их начало в их конце" — это значит, что в сфире кетер уже существует зародыш сфиры Малхут, а в сфире Малхут (Царствии Б-жьем) есть отчетливый отпечаток Сфиры кетер (Желания Б-га).

Однако сфира кетер "закрыта", непроявлена в нашем мире (если мы не можем предугадать истинные желания людей, как же мы можем знать о потаенных желаниях Б-га?) Так что хотя кетер и выше, проявиться в материальном мире она может только через Малхут, самую нижнюю ступеньку лестницы сфирот.

Поэтому, хотя год и начинается в месяце нисан (с точки зрения Каббалы — на той границе, где "мохин", три непроявленные сфиры ХАБАД соприкасаются с мидот, сфирами проявлеными), своего пика он достигает лишь на седьмом месяце (в сфире Малхут). Потому что цель акта Творения, как объясняет хасидизм, создать Всевышнему "дира бе-тахтоним", "жилище в нижних мирах". А создаем это жилище мы сами — посредством того, что выполняем заповеди. Потому что заповеди — это наглядная декларация существования Вс-вышнего.

Собственно, дальше над этой проблемой поразмышляйте сами на досуге. Я уже говорил, что приблизиться к пониманию Каббалы вы сможете только в том случае, если она станет предметом ваших регулярных размышлений.

Однако вернемся к нашим баранам. На этот раз — в буквальном смысле слова, ибо обычай предписывает есть за новогодним столом баранью голову (этот обычай сегодня в Израиле выполняют немногие, ибо цена головы перед Рош hа-Шана взлетает до небес).

Голова, естественно, связана с "головой года". А также — со сфирой кетер. А также символизирует голову барашка, который был вместо Ицхака принесен в качестве жертвоприношения...

Обряд "жертвоприношения Ицхака" называется "акеда", связывание. Как я уже рассказывал, наш праотец Авраам символизирует сфиру Хесед, Милость Б-га (потому, что Авраам прославился своим гостеприимством), а Ицхак символизирует Гвуру (суровость, ограничение. Это потому, что Ицхак никогда не выезжал за пределы земли Израиля). Любой акт, который напоминает о "жертвоприношении Ицхака" — это напоминание об "акеде", связывании Хеседом — Гвуры то есть поедание на Рош hа-Шана бараньей головы — символическая просьба к Вс-вышнему о том, чтобы в новом году качества Его Милости преобладали над качествами Суровости.

Большинство каббалистов на трапезу Рош hа-Шана едят рыбью голову. Причина, естественно не в том, что рыбья голова дешевле, к тому же содержит фосфор, так необходимый для напряженных размышлений.

Рыбья голова ничуть не хуже, чем баранья, способна символизировать сфиру кетер. К тому же рыба плавает под водой, ее обычно не видно — а значит, она защищена от "дурного глаза" (лет сто тому назад в еврейских семьях в Иерусалиме были популярны амулеты в форме рыбки). Но самое главное — рыба в Каббале символизирует тайную мудрость (которая так же, как и рыба в воде, скрыта от глаз и разума непосвященных).

И просим мы при этом у Вс-вышнего, чтобы в новом году "быть головой, а не хвостом" — то есть иметь силы и возможности выполнять волю Творца.

Ну, с головой разобрались, перейдем теперь вниз — в сфиру Малхут. Одним из важнейших обрядов Рош hа-Шана является поедание яблок, смоченных в меду.

Яблоки, как я уже говорил, символизируют собою сфиру Малхут (см. статью "Яблоко Каббалы"). В сфиру Малхут неизбежно попадают "диним" — качества строгого суда, суровые приговоры Господа. Обмакивая яблоко в мед, мы совершаем процесс, называемый в Каббале "амтакат диним бе-Малхут", умягчение качеств строгого суда в Малхут, нашем материальном мире.

Однако ошибкой было бы думать, что такой сложный процесс можно произвести только посредством поедания намазанных медом яблок. "Умягчение качеств строгого суда" достигается выполнением заповедей, молитвами, совершением актов благотворительности. А обмакивание яблок в мед — это всего лишь довольно толстый намек Вс-вышнему, что за наши действия по созданию ему "жилища в нижних мирах" мы хотели бы получить соответствующее вознаграждение.

Рош hа-Шана празднуется два дня. Хотя, с точки зрения Каббалы, это всего лишь один очень длинный день, состоящий из 48-ми часов. Дело в том, что духовная работа, которую необходимо выполнить на Рош hа-Шана, так велика, что за один день просто не справиться.

День Рош hа-Шана считается днем рождения Адама Ришона, первого человека (это произошло 7 сентября 3761 года до нового летоисчисления). В этот день хорошо читать отрывки, относящиеся к Адаму Ришону, и прочесть молитву, когда-то обращенную им к Господу — первую молитву о раскаянии.

Как-то спросили у одного из хасидских ребе:

- Зачем мы вспоминаем об Адаме Ришоне? Ведь прошло уже столько времени! Зачем мы читаем его молитву — какое отношение мы имеем к его грехам?

Ответил ребе:

- Потому, что Вс-вышнему нужно служить так, как будто на земле есть только один человек. И этот человек — это ты сам.