«Сефер Иецира»

18.02.2002

Предисловие.

Для понимания основ Каббалы совершенно необходимо быть знакомым с «Сефер Иецира» — «Книгой творения», которая, как гласит традиция, была написана праотцом Авраамом. (Правда, сразу хочу сказать, что существует мнение, приписывающее создание «Книги творения» рабби Акиве.)

Перед началом перевода встал вопрос – какой именно текст переводить? В отличие от Торы, текст которой одинаков во всех еврейских общинах от Гонконга до Москвы, «Сефер Иецира» существует в разных редакциях. Мне известны по крайней мере четыре.

Данный перевод в основном осуществлялся по классической редакции великого каббалиста рабби Ицхака Лурии (Аризаля), текст взят из молитвенника «Тфилот hа-Ходеш» («Молитвы месяца»), составленного раввином города Ливорно раби Хаимом – Йосефом — Давидом Азулаем (Хида).

«Книга творения» не предназначена для легкого чтения. Она была написана в то далекое время, когда не существовало книгопечатания, и была предназначена для заучивания наизусть, представляя собой краткий путеводитель по миру Каббалы.

Поэтому текст ее – сжатый, телеграфный, совершенно непонятный непосвященным. Не увлекаясь чрезмерно комментированием, я постарался дать понять, о чем именно рассказывает «Сефер Иецира».

С первого прочтения книга покажется вам непонятной. Не расстраивайтесь. Учите Каббалу и возвращайтесь к «Книге творения» снова и снова.

Как сказано: «Ибо удел хороший дал я вам, Тору мою не оставляйте».

Глава 1.


Мишна 1.

32-мя путями распространяется мудрость.

Запиши:

Йуд-кей

Йуд-кей-вав-кей

Цавакот (Господь Воинств)

Элокей Исраэль (Б-г Израилев)

Элоким хаим (Б-г живой)

Мелех олам (Царь мира)

Эль Шакай (Б-г крепкий)

Рахум ве-Ханун (милостивый)

Рам ве-Ниса (высокий и возвышенный)

Шохен ад маром, ве-кадош шмо ве-кадош hу

(Находящийся на высотах, свято Его имя и свят Он).

(10 имен Б-га, соответствующие 10 сфирот, и 22 буквы еврейского алфавита составляют 32 пути распространения Б-жественной мудрости).

И создал (Б-г) мир тремя «книгами» (тремя разными вариантами огласовок корня самех-пей-рейш) – «сефер» (книга, имеется в виду Тора, а в более широком понимании – наш материальный мир, как носитель информации о Б-ге), «софер» (автор Торы и нашего материального мира, то есть Господь Б-г) и «сипур» (рассказ, то есть информация, идущая от Вс-вышнего).

Мишна 2.

10 сфирот без ничего (подразумевается, что сфирот, пути распространения Б-жественного Света – понятия идеальные, не существующие в реальности без Света) и 22 буквы основы (еврейского алфавита): 3 матери, 7 двойных и 12 простых.

Мишна 3.

10 сфирот без ничего. 10, а не 9. 10, а не 11. Понимай мудростью и умудрись пониманием, исследуй их и изучай их, и то, что выходит из них.

И стоит Слово на Творце, и думает Создатель о том, что создал.

(Имеется в виду, что Б-г постоянно своей мыслью поддерживает существование созданного Им мира.)

Мишна 4.

10 сфирот без ничего. 10 – у которых нет конца, нет первого и последнего, нет плохого и хорошего, низкого и высокого, востока и запада, севера и юга.

(Все сфирот равно важны для распространиения Б-жественного света.)

Господь един, Б-г – царь верный, управляющий всем со своих святых высот до самого последнего.

Мишна 5.

10 сфирот без ничего.

И вид их – как вид молнии, и нет им конца, и Слово Б-жье циркулирует в них вперед и назад.

(Сфирот служат каналами для Б-жественного Света (Б-жественной воли), и через них же мы связываемся непосредственно с Б-гом. Это только один из смыслов выражения «вперед и назад» — сверху вниз и снизу вверх.)

И перед Б-жьим престолом они (сфирот) склоняются.

Мишна 6.

10 сфирот без ничего подобны искрам, и их конец в их начале, и их начало в их конце (в каждой из сфирот в потенциальном виде находятся все десять сфирот), и пламя привязано к углям (как пламя не существует без материального носителя – углей, так и сфирот не существуют вне наполняющего их Б-жественного света), и Господь один и нет ему второго, а до одного какое назовешь число?

Мишна 7.

10 сфирот без ничего. Закрой уста свои от разговоров и сердце от размышления, а если уста твои будут говорить, а сердце размышлять – (знай), нет такой вещи, о которой ты говоришь.

(Сфиротам не соответствует какой-либо реальный объект ни в духовном, ни тем более в материальном мире, это всего лишь средства для описания распространиения Б-жественного Света.)

И жизненная сила (Б-жественный Свет) идет вперед и назад, и на этом Слове стоит Завет.

Мишна 8.

10 сфирот без ничего.

Один – дух Б-га живого, благословенно имя Оживляющего миры.

Голос, дыхание и речь – это Дух Святости.

(Имеются в виду три составляющие речи: струя воздуха из легких – дух, дыхание; напряжение голосовых звязок создает звук, голос; все вместе органы создают членораздельную речь.)

Мишна 9.

Два – дух из духа создает 22 буквы основы (языком, небом и т.д. мы членим звук на буквы): 3 матери, 7 двойных и 12 простых, и дух один в них. (Б-жественный Свет равно наполняет как буквы, так и сфирот).

Мишна 10.

Три – вода из духа делает первичный хаос, (затем) – первобытную глязь и глину (первичную материю); делает подобие грядок, (затем) – ограды вокруг пустыря.

(Порядок Первичного Творения: вначале – цимцум, сжатие Б-га, а на «освободившемся месте» он создает миры. «Тоhу ва-воhу», обычно переводимое как «первичный хаос», названия для структурированной и неструктурированной материи, точнее – созданий, духовных и материальных. Грядки, ограды – имеются в виду формы еврейских букв, таково мнение комментария «При Ицхак».)

Мишна 11.

Четыре – огонь из воды создает Престол Б-га, серафимов (огненных ангелов), офанимов («колеса святости»),святых тварей и ангелов служения и всю иерархию. Как сказано: «Творит ангелов своих и духов, служащих ему, огонь пылающий».

(Как мы знаем, вода символизирует сфиру Хесед Милость Б-га, распространение Б-жественного Света, огонь – сфиру Гвура, Суровость Б-га, то есть процессы сжатия, структурирования.)

Мишна 12.

Разберем 3 буквы из простых. Они включены в тайну трех матерей – алеф, мем, шин; и они входят в Имя Великое (4-буквенное непроизносимое имя Б-га; входят, естественно, в скрытом виде), и запечатаны в них шесть концов (шесть направлений: север-юг-запад-восток-верх-низ, соответствующих шести сфиротам «Малого Лика» — Хесед-Гвура-Тиферет-Нецах-Ход-Иесод).


Александр Рыбалка