Top.Mail.Ru

Каббала и сны — 3

24.10.2003

Галилея (север Израиля) изобилует могилами праведников, известных мудрецов времен Мишны и Талмуда, персонажей книги «Зоhар». Однако мало кому известно, что до времен Аризаля большинство этих захоронений были безымянными. Именно этот великий каббалист открыл, кому принадлежат те или иные могилы — иногда в результате расследований, иногда благодаря пророческому дару. Случалось и так, что информация об этом открывалась во сне его ученику, рабейну Хаиму Виталю.

Надо сказать, что Хаим Виталь учился у Аризаля всего два года. Однако этого оказалось достаточным, чтобы впоследствии написать восемь томов «Китвей Ари», в которых излагается учение о сфирот. Мало того, в «Сефер Хезьонот» («Книге видений») р. Хаим Виталь утверждает, что Аризаль после своей смерти часто являлся ему во сне, чтобы дополнить что-либо из своего учения.

«Во вторую ночь Рош hа Шана, — пишет реб Хаим Виталь, — мне приснился мой покойный учитель [Аризаль. — А.Р.]. Он сказал: “Я хочу тебе поведать, почему царь Давид так сожалел о своем первом сыне от Бат-Шевы, умершем в младенчестве. Этот ребенок умер еще до того, как ему успели присвоить имя. В дальнейшем душа его переселилась в Нехемью [пророк и вождь еврейского народа времен выхода из Вавилонского пленения. — А.Р.]. В результате того, что ребенок умер безымянным, имя Нехемьи упоминается только в паре с Эзрой [другим лидером того же периода. — А.Р.]”».

Впрочем, не только к Хаиму Виталю, своему любимому ученику, являлся во сне Аризаль. Однажды он пришел к рабби Моше Ахи (который тоже был одним из его учеников), чтобы рассказать о тайне благословения Рефаейну («Лечи нас, Г-сподь, и излечимся…», — из молитвы Амида). Значение рофе («врач» на иврите) в гематрии равняется 288 (гематрия включает колель. — см. материал «Число и буква»). Причиной же всех болезней являются РаПаХ ницоцот, «288 искр святости» , упавшие в клипот … При прочтении благословения следует мысленно просить Б-га о том, чтобы Он, в роли Врача смягчил 288 искр святости — это поможет изцелению больного.

(Здесь следует пояснить подробнее.

Мир состоит из 10 сфирот — мы о них уже говорили. В каждой из сфирот содержатся 32 пути распространения мудрости. «Искры святости» и есть возможные пути действия сфирот. Таким образом, изначальное количество искр святости равнялось320. В результате швират келим (разбития сосудов), об этом понятии мы поговорим в дальнейшем, лишь 32 искры остались неприкосновенными, а 288 «упали», перемешались с клипот — материальными оболочками. Наша задача как евреев — «извлечь» искры из кожуры, использовать смесь материального и святости на добрые цели. Что мы и делаем, исполняя заповеди и используя материальные предметы для духовных надобностей. А с приходом Машиаха «из искры возгорится пламя», во что верил еще Владимир Бланк…)


Хаим Виталь, услышав этот сон, добавил:

«Число 288 зашифровано в благословении Рефаейну еще в одном месте! Первые буквы слов Рофэ холей амо Исраель (исцеляющий больных народа своего, Израиля) также составляют 288…». Эта история, наравне с другими, попала в «Книгу видений».

Как трактовать этот сон? Допускаю, что душа Аризаля действительно явилась во сне своему ученику, чтобы подсказать верный ход мысли. С другой стороны, очевидно, что реб Моше в течение дня много думал о гематриях и каванот (духовном наполнении слов молитвы). Так, может, этот сон — следствие головоломки, над решением которой он бился в течение дня? Возможно, мозг каббалиста в полуночной дреме сам произвел эти вычисления?

Такое часто бывает! Помню, меня долгое время мучил вопрос — когда нужно произносить благословение, накладывая тфиллин. В момент, когда продеваешь руку в петлю или когда начинаешь наматывать ремни?.. Несколько дней я размышлял над этим, пока, наконец, не увидел во сне:

последние слова благословения следует произнести в тот момент, когда узел тфиллина (в форме буквы йуд) касается коробочки. Этот момент символизирует единение духовного и материального. Узел в форме буквы йуд символизирует четырехбуквенное имя Б-га, начинающееся этой буквой, а коробочка тфиллин называется баит («дом» на иврите) — а разве не домом служит для нас материальный мир?

Естественно, я никому не собираюсь навязывать свой сон в качестве hалахического постановления, но для себя сделал из этого соответствующие выводы.

***


До сих пор мы говорили о снах, которые, в принципе, могли являться результатом неконтролируемой деятельности мозга — дескать, человек все время думает о Каббале, и ему в конце концов снятся гематрии и души пророков и праведников. Однако следующая история заставляет задуматься: в самом деле, а не посылаются ли нам сны с небес?

Историю эту я слышал от известного сефардского раввина Хаима Пинто, в честности которого не могу усомниться даже на миг. А произошла она с его дядей, равом Даhаном, и дедом, которого тоже звали рав Хаим Пинто.

Итак, перенесемся мысленно в Северную Африку, в Магриб. Один богатый еврей, торгующий этрогами , ехал с караваном к городу, где жил рав Даhан, сын великого каббалиста рава Хаима Пинто (деда. — А.Р.), к тому времени уже покойного. Неожиданно на караван напали бедуины-разбойники. Купец в страхе дал обет: если удастся спастить, пожертвую 500 золотых монет на синагогу рава Даhана — огромная по тому времени сумма! Буквально чудом караван спасся (как — об этом история умалчивает). Приехав в город, купец начал раскаиваться в своем опрометчивом обете. Он решил: «Пожертвую-ка я меньшую сумму, а перед Рош hа-Шана сделаю hатарат недарим — обряд освобождения от обетов!».

Ночью раву Даhану приснился его отец, рав Хаим Пинто, который повелел ни в коем случае не брать от купца меньше пятисот монет!

Наутро купец пришел в синагогу, принес в подарок раву Даhану пять хороших этрогов и сто золотых монет. Рав с благодарностью принял этроги, а от денег отказался.

— Я не возьму меньше пятисот монет! — сказал он.

Купец побледнел. Он пробовал постепенно повышать сумму, но рав был непреклонен: если хочешь дать пожертвование — давай 500 монет и точка.

Наконец купец скрепя сердце вручил раввину 500 монет, обещанных по обету. Рав тут же, на месте, отдал купцу деньги обратно и сказал:

— Лучше вообще не давать обетов, чем давать, а потом отказываться от них. Я это сделал для того, чтобы на тебе не висела тяжесть неисполненного обета.

История вполне в духе Коэльо — вот только произошла она совсем недавно, перед Второй мировой войной. И из нее мы видим, как человек узнает во сне что-то такое, чего не мог бы узнать другим путем.

***

Существуют обычаи и правила, связанные со снами. Однажды мне приснилось, что я стою возле оhэля (небольшого здания, возведенного вокруг могилы) Любавичского ребе. Рядом, как водится, еще несколько хасидов (там всегда много народу). Вдруг дверь оhеля открывается, и оттуда выходит живой ребе Менахем-Мендл!

— Сейчас я буду принимать хасидов на йехидус, — сказал Ребе. (Йехидус – это беседа хасида и ребе с глазу на глаз.) — Сначала зайдешь ты, — он указал на одного парня, — а потом ты.

При этих словах Ребе посмотрел на меня и коснулся моего солнечного сплетения. Во сне я явственно ощутил его прикосновение! Молодой хасид зашел с Ребе в оhель, а за мной выстроилась очередь. Я стою, очень довольный: как-никак, я второй, и мне точно удастся поговорить с Ребе! Хасид вышел, я зашел в оhэль… но там… уже было пусто. Во сне я очень обиделся на Ребе — в конце концов, мог бы меня принять… Потом я рассказал о своем сне старым хасидам, и они сказали, что если бы я зашел на йехидус — скорее всего, вскоре оказался бы «в мире истинном».

Традиция говорит, что если вам снится умерший и хочет что-то дать — ни в коем случае нельзя принимать эту вещь, иначе отправитесь вслед за ним. Но разве во сне уследишь за своими действиями!?

Вот что рассказывает реб Хаим Виталь в «Книге видений»:

Однажды он делал шеелат халом по поводу Каббалы. И во сне увидел одного из учеников Аризаля, своего соседа, рава Авраhама Леви. Тот сидел на подоконнике. Он поздоровался с Хаимом Виталем и сказал:

— Я хочу научить тебя нескольким тайнам, касающимся исполнения заповеди тфиллин.

— Если хочешь, я тебе расскажу около 80-ти тайн тфиллин, большинство из которых ты не слышал! — ответил реб Хаим и рассмеялся.

Тогда гость начал говорить и сказал несколько поразительных вещей, после чего встал и собрался уходить.

— Почему ты уходишь? – спросил реб Хаим.

— Ты же меня звал, я пришел, сейчас вижу, что ты не хочешь со мной говорить, так я пойду своей дорогой, — ответил гость.

Только тут реб Хаим понял, что это был пророк Элияhу! Но было уже поздно. Реб Хаим только успел спросить, сможет ли он написать комментарий книге «Зоhар».

— Не сможешь, пока не придет время, — ответил Элияhу и исчез.

И хотя потом реб Хаим Виталь написал много книг, комментария к «Зоhар» он так и не создал…

(Окончание следует)





Александр Рыбалка

{* *}