Top.Mail.Ru

Каббала и сны — завершение

26.12.2003

За то время, пока публиковались эти заметки о сне и сновидениях, я получил массу вопросов на тему: «Что означает тот или иной предмет, привидевшийся мне во сне?».

Конечно, в сонниках можно отыскать толкование чему угодно, однако я бы советовал помнить слова еврейского мудреца Хафец Хаима , жившего, практически в наше время: «Те сновидения, которые снились мудрецам Торы еще 400–500 лет назад, действительно имели смысл и значение. То же, что снится нашим современникам, есть суета сует, очищение мозга».

Так что давайте-ка от зыбкого мира видений перейдем к реальной hалахе (еврейскому закону), которая, в данном случае, тесно переплетена с Каббалой.

Проснувшись, еврей сразу же говорит краткую молитву Модэ ани лефанэха… («Благодарю Тебя, царь живой и сущий, что вернул мне душу по милости Своей; велика моя вера в Тебя!»).

Согласно Каббале, эта молитва произносится потому, что во время сна часть человеческой души отсутствует, путешествуя где-то… А проснувшись, мы обретаем часть своей души заново, за что и благодарим Творца.

ЭРУДИТУ НА ЗАМЕТКУ:


Существует интересный хасидский обычай: если кто-то заснул в синагоге во время учения или во время Тиш , его не будят — считается, что душа спящего пребывает в это время в высших мирах…


Обратите внимание: в словах молитвы «Модэ Ани» нет имени Всевышнего, только эпитеты — «царь», «живой» и т.д. Это вызвано тем, что тело только что проснувшегося человека ритуально нечисто и он не вправе произнести священное Имя.

Наивысшей степенью ритуальной нечистоты обладает тело умершего. Однако сон называется мудрецами «одной шестидесятой смерти», т.е. нечистота спящего в 60 раз меньше нечистоты мертвеца. С пробуждением душа возвращается в его тело, но «дух нечистоты» остается — в кончиках пальцев. От него-то и избавляемся мы с помощью утреннего омовения рук, называемого на идиш негл вассер («водой для ногтей»).

Почему «дух нечистоты» остается именно в пальцах, понять нетрудно. Рука к пальцам «сужается», что в духовном плане отражает цимцум — сжатие, а там, где речь заходит о сжатии, всегда появляются силы гвурот и, пуще того, силы нечистоты.

После сна (как, кстати, и после посещения туалета) мы выливаем воду по очереди на правую и левую руки три раза подряд. Говорится, что «дух нечистоты» перепрыгивает с одной руки на другую, слабея с каждым разом, а после третьего исчезает совершенно. Раввин Элиэзер Шапиро из Ужгорода рекомендовал обливать руки четырежды — для полной гарантии.

После всей критики в адрес современного толкования снов остается открытым вопрос: почему сон привлекает внимание каббалистов в наше время?

Рабби Шолом-Бер из Ляховичей говорил, что есть четыре степени сна:


  • «дремлет и не дремлет» (или, по-нашему, легкая дрема);
  • настоящий сон;
  • тардема — тяжелый, глубокий сон (этот вид сна несколько раз упоминется в Торе);
  • hиталфут — нечто среднее между сном и обмороком, когда человека надо немедленно пробудить, чтобы его не покинула жизненная сила.



Однако существует еще и пятое, более глубокое состояние (я бы перевел его как «летаргический сон»), при котором в человеке остается лишь малая доля жизненной силы, и при котором он не реагирует на окрики и тычки.

Раввин Аhарон Рота, автор книги «Шомрей Эмуним», говорит, что сегодняшнее духовное состояние еврейского народа соответствует именно этой, последней категории сна. Исключение составляют разве что наиболее выдающиеся представители еврейства, каковым был, например, Любавичский ребе. В священных книгах говорится, что перед приходом Машиаха большинство народа будет пребывать в «спящем» состоянии души, причем сон этот будет настолько глубоким, что для пробуждения придется приложить очень большие усилия.

Один из хасидских ребе объяснял это следующей притчей.

У одного царя заболел сын. И так ослаб, что не мог даже принимать лекарства. Тогда один из лекарей предложил пропитать лекарством простыни и завернуть в них сына. Но лекарство было настолько жгучим, что царевич не мог выносить прикосновений пропитанной снадобьем ткани. Тогда врач решил дать больному снотворное, чтобы тот погрузился в сон и смог вынести мучения.

Так Всевышний, чтобы очистить народ Израиля от грехов, окутал его жгучей пеленой галута, изгнания. А чтобы мы могли вынести изгнание, погрузил народ свой в глубокий сон.


В общем, пора просыпаться, дорогие читатели. Судя по всему, во сне уже больше ничего интересного нам не покажут, и такие события, как приход Машиаха и постройка Третьего Храма, нам придется смотреть наяву!

У Вас возник вопрос? Задайте его раввину!

Александр Рыбалка

{* *}