Чудеса Хануки в Каббале

26.12.2005

Фото: Getty imagesКаббала — лишь одна из множества граней Устной Торы, наравне с Талмудом, hалахой (еврейским законом) , мидрашем и другими. Каждая из них (будучи данными Б-гом) предлагает ракурс верного понимания воли Творца. Талмуд учит видеть практические стороны реализации этой воли, hалаха — отыскивать среди множества практических указаний единственно правильный путь, а мидраш придает сухому и лаконичному языку Письменной Торы (ТаНаХ) нужный информационный фон. Каббала же позволяет осмыслить все это с позиций духовного мира.

Таким образом, изучив т. н. «Явную часть Торы» (Талмуд, hалаху, мидраш и пр. — взгляд на Тору со стороны материального мира), а затем — «Сокрытую часть Торы» (Каббалу и хасидское учение — взгляд на Тору со стороны духовных структур мироздания), мы получим своего рода «стереоэффект», «объемное» понимание воли Творца.

 

 

 

ПРАЗДНИК ХАНУКА

Практическая сторона праздника — исполнение его заповедей, изучение истории, осмысление и прочувствование решений мудрецов, установивших Хануку. Основа праздника — чудеса, выход за пределы стандартных правил, установленных Творцом для нашего мира.

Заповедь праздника — зажигание свечей в каждый из восьми вечеров — установлена в память о чуде маслаКомментарий.  Молитвы праздника (праздничная вставка в текст будничных молитв) — память о чуде победы еврейских повстанцев над войсками греко-сирийской державы Комментарий.

ТРИ, А НЕ ДВА ЧУДА

Говоря о Хануке, обычно упоминают о двух чудесах: военной победе малочисленных над многочисленными и чуде масла — придя в Храм, евреи хотели зажечь Менору (семисвечник); но найденного количества ритуально чистого масла, хватило бы лишь на один день горения, в то время как на изготовление нового ушло бы 8 дней; чудо состояло в том, что найденное масло горело все 8 дней (1 день — «естественным» образом и 7 — чудесным).

Но в действительности имели место не два чуда, а три:

24 числа месяца кислева евреи выиграли сражение и свергли греко-сирийское иго. Победа позволила отменить дискриминационные законы, запрещающие исполнение заповедей Торы. Евреи получили возможность зайти в Храм и очистить его от установленных в нем идолов.

25 кислева евреи вошли в Храм и обнаружили лишь один ритуально чистый сосуд с оливковым маслом для зажжения Меноры и зажгли ее. И это — крайне необходимое чудо. Сказано в книге «Зоhар» (основополагающей книге Каббалы), что все чудеса Всевышний желает совершать «с привязкой» к материальному миру Комментарий. Т. е. чудо масла Он сотворит, если будет минимальное количество масла. Чудо выразится в том, что масло прогорит дольше обычного. Не нашли бы евреи тогда этот кувшинчик — не было бы и третьего чуда.

26 кислева проявилось третье чудо — зажженное накануне масло, которое должно было уже догореть, продолжало освещать Храм и окружающий мир. И так, чудесным образом, масло горело все 7 дней (в первый из восьми вечеров масло горело «естественным» образом).

ГРАДАЦИЯ ЧУДЕС

Числа (даты), на которые пришлись чудеса, имеют глубокий смысл.

24 — чудо победы — равно количеству букв (в ивритском написании) во второй фразе молитвы «Шма Исраэль», ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד ( «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!»).

Эта фраза — выражение низкого уровня ощущения человека, верующего в единого Б-га (называемого יחודא תתאה, низшим единением творения с Творцом). Она выражает восторг человека творениями Б-га. Человек, находящийся на этой ступени, ощущает потребность и важность подчинения Царю царей, Творцу, Б-гу. Творение признает существование Тврца, но и свое автономное существование («Я» должно подчиниться).

Первое чудо, произошедшее 24-го числа, было самым «низким» из трех. Для его сотворения в материальный мир снизошли не самые выокие духовные силы. Чудо было не явным — евреи победили, но этому можно найти различные «природные» объяснения.

25 — греки не осквернили масло, необходимое для исполнения заповеди, — равно количеству букв (в ивритском написании) в первой фразе молитвы «Шма Исраэль», שמע ישראל ידוד אלקינו ידוד אחד ( «Внемли, Израиль, Б-г — Всесильный наш, Б-г — один!»).

Эта фраза — выражение высшего уровня ощущения человека, верующего в единого Б-га (называемого יחודא עילאה, высшим единением творения с Творцом). Произносящий эту фразу говорит себе лишь о Б-ге, а не о мирах, Им созданных. Для человека, достигшего этого уровня, Б-жественная воля не то, чему следует подчиниться, а естественная форма существования — как дыхание, питание и сердцебиение.

Второе чудо, произошедшее 25-го числа, было «выше» предыдущего, здесь Б-г задействовал более высокие силы. Результатом его стало нераспространение нечистоты мира на всю святость Храма.

26 — чудо сверхъестественно долгого горения масла — равно гематрии (сумме числовых значений букв) непроизносимого, четырехбуквенного имени Всевышнего, тетраграмматона י-ה-ו-ה (10+5+6+5).

Значение этого имени — Б-г, проявляющийся как не ограниченный ничем, не подчиняющийся ни одному из установленных Им правил и характеристик.

Третье чудо, произошедшее 26-го числа, было наиболее высоким и явным — нарушились базисные законы природы, законы физики.

КАК ДОБИТЬСЯ ЧУДЕС?

Какими поступками человек может инициировать чудеса?

Общий знаменатель поступков евреев, героев Хануки, вследствие которых произошли чудеса, — евреи пребывали в ежемоментной готовности отдать свои жизни за возможность исполнять заповеди Творца, заповеди Торы.

Таким образом, чудеса стали своего рода отражением поведения евреев — евреи ради Б-га пошли вопреки базисным инстинктам творений (риск жизнью), Б-г ради них нарушил базисные правила, установленные Им для мироздания.

 

Еще о Хануке:

История праздника
Ханука в мире
Обычаи и законы
В Израиле на Хануку будет продано 35 млн свечей
Шарон посоветовал министрам не увлекаться ханукальными сладостями
Еще о Хануке

 

 

 

Раввин Йосеф Херсонский