Top.Mail.Ru

Ребенок и взрослый, животное и человек (окончание)

19.05.2006

Краткое содержание предыдущих статей «Ребенок и взрослый, животное и человек»:

Залог хороших взаимоотношений с Б-гом — верный баланс разума и чувств.
Воля Творца постигаема лишь высокоорганизованным сознанием, материальный мир — органами чувств.
Наибольшая угроза религиозности человека — стирание ясности в понимании духовности, предпочтение более простых и понятных материальных ощущений интеллектуальному пониманию верности Б-жественных идей.
Путь еврейского народа от незрелости Исхода, праздника Песаха, к дарованию Торы и взрослению народного сознания, к празднику Шавуот, лежит через заповедь подсчета Омера, возвышения разума над чувствами.

НЕДОВЕРИЕ К РАЗУМУ

Наблюдаемое у человека предпочтение материальных ощущений духовным в силу простоты и понятности первых, обсуждавшееся в предыдущих статьях, является ироничным и противоречивым.

Если вы спросите любого здравомыслящего человека о том, как можно четко определить, что есть реальность, а что — иллюзия, он, наверняка скажет вам, что телесные ощущения недостаточны, необходима еще и интеллектуальная оценка информации. Научный опыт полон примеров обманчивости человеческих ощущения и восприятия. Истина обнаруживается лишь путем проверки чувств и ощущений логикой и разумом. В поиске истины можно полагаться лишь на человеческий интеллект.

Опыт поведения евреев в пустыне после исхода из Египта показывает, однако, насколько глубоко укоренилось в нас недоверие к тому, что постижимо лишь интеллектом. Мы принимаем необходимость использования разума в качестве фильтра, но зачастую не готовы дать ему право быть полномочным «свидетелем» и «очевидцем». Вот и еврейский народ сомневался в реальности Б-жественного присутствия — несмотря на эмпирический опыт, несмотря на Б-жественные проявления, которые можно было испытать чуть ли не в лабораторных условиях: ежедневное выпадение мана (манны небесной), текущая из скалы вода и т. д.

Чудеса — есть, Б-г — не факт…

ПРОСТОЙ ПУТЬ

Диагноз поставлен. А правильный диагноз — половина исцеления. В нашем случае, в проблеме «взросления» еврея, его отношения к Б-гу и стабильности жизненного пути, порядок исцеления уже определен — культивировать приоритетность разума, возвышать интеллект над эмоциями. Оставшейся половиной будет реализация сказанного.

И путь к поставленной цели, как ни странно, на удивление прост! Достаточно лишь должны поручить своему разуму играть роль арбитра реальности и истинности. Единственное необходимое для этого условие — постоянность. Ежедневное напоминание и самоотчет. В этом-то и заключена идея подсчета дней между Песахом и Шавуот, заповедью Сфират hа-омера — каждый день мы распоряжаемся-напоминаем: столько-то дней прошло, помни об исходной точке и о конечной цели. Помни, от чего ты бежишь и к чему ты хочешь придти.

Этого достаточно, дорогостоящие и заумные новомодные методики не понадобятся! Но, если вам так больше нравится, назовите свой путь взросления системой «ЗСО ОПКШ», заповедь Сфират hа-омерот Песаха к Шавуот.

ВЫБИРАЯ РАЗУМ

Истинная святость и духовное величие достижимы для того, кто руководствуется разумом. Библейский пророк Хагай превозносил славу Второго иерусалимского храма над славой Первого, несмотря на то, что Первый храм был заполнен явными чудесами, а во Втором Б-жественное присутствие ощущалось только лишь через каналы разума. Величие заключается не в эффекте, а в зрелости верующих.

Автор: Рабби Носон Вайш
Авторизированный перевод: Людмила Шваменталь и раввин Йосеф Херсонский

{* *}