Top.Mail.Ru

Контакт

06.07.2004

Продолжение «Ангелология. Учитесь у ангелов!»

fdh.jpgКонечно, мои наиболее проницательные читатели уже поняли шутку. «Загн» (или «зогн») на идише значит «говорить». Отсюда можно сделать вывод, что ангел Загнэль обучал Моше-рабейну на языке идиш...

На самом же деле имя ангела Загнэль происходит от анаграммы слова «гануз» — «тайный». Из чего следует, что ангел обучал Моше тайнам Торы. Однако обучение праотцов ангелами происходило «по инициативе сверху». Простые евреи (если можно считать «простыми» величайших мистиков и знатоков Торы) пробовали вызывать ангелов самостоятельно, чтобы узнать у них тайны Творения.

Как это делается, вы можете (весьма приближенно) прочесть в рассказе «Черные собаки», основанном на реальной истории. Но упаси вас Г-сподь проделывать такие вещи самостоятельно! Ангел – это огромная духовная сила, и непосредственный контакт с ним опасен даже для опытного мистика.

Книга «Шивхей БЕШТ» («Славные деяния Баал-Шем-Това») рассказывает, что основатель хасидизма вместе со своим учеником дважды пытались вызвать ангела, именуемого «князем Торы», но безуспешно. Зато, согласно свидетельству той же книги, ангела hадарниэля Баал-Шем-Тов видел собственными глазами.

А в конце XIX века в венгерском городе Думбовар произошла следующая история. Молодой юноша по имени Цви-Гирш, увлекавшийся Каббалой, уверял, что в результате продолжительных медитаций над Святыми Именами Господа ему удалось вызвать «князя Торы» — ангела по имени Йефифийя.

То, что ему надиктовал ангел, Цви-Гирш записал и тайно показал крупным венгерским раввинам. Мнения разделились: комментарии к Торе были настолько странными, что часть раввинов признала их поистине небесными откровениями, часть – порождением больного рассудка.

Однако Цви-Гирш умер в сравнительно молодом возрасте, а последовавшие затем войны и революции уничтожили даже след его бумаг.

…Ангел Азазель научил людей делать мечи и разные виды оружия, и добывать металлы, и пользоваться драгоценными камнями... Баркиель научил людей астрономии, Кохавиель — астрологии, Сахариель — периодам Луны...





Ангелов пытались вызвать и с целью выяснения даты прихода Машиаха. О Йосефе делла Pейна я вам уже рассказывал, однако еще одна подобная история произошла с рабби из Люблина в XVIII веке (легенда говорит, что от лицезрения ангела он почти ослеп), с рабейну Бен иш Хай из Багдада в XIX веке (он также пострадал от такой попытки), и, наконец, с равом Ицхаком Кадури уже в XX веке (рав Кадури, которому сейчас больше ста лет, жив и до сих пор, да продлятся его дни). Говорят, что эффект от лицезрения равом Кадури ангела был столь силен, что рав упал и сломал себе ногу... Самое обидное, что точную дату прихода Машиаха от ангелов не удалось узнать никому...

Глава 4. Вошедшие в ПАРДЕС.

«Четверо вошли в пардес», то есть проникли в Высшие миры, — говорит трактат Вавилонского Талмуда «Хагига» (Хагига, 14б). Среди них только рабби Акива «вошел с миром и вышел с миром». Один из зашедших умер, настолько велико было потрясение от увиденного, другой сошел с ума, а рабби Элиша бен Авуя настолько поразился увиденным, что стал еретиком. Увидев величие сидящего на троне Метатрона, он подумал: «Наверное, на небе есть две власти!»...

Это я к тому, что даже лицезрение ангела, не то что непосредственное общение с ним, может быть смертельно опасным для психического здоровья и моральных устоев. Тем более что ангелы бывают разные...

Как мы уже говорили, на втором небе размещается геhеном – ад. Там тоже есть ангелы, только своеобразные – «малхей хабала», ангелы-мучители. Их задача – подвергать мучениям грешную душу до тех пор, пока не закончится срок ее пребывания в аду (обычно не больше года), после чего все души отправляются в рай.

Так что же, «не все ангелы одинаково полезны»?

Тора (книга Берешит, глава Берешит) рассказывает об ангелах, спустившихся с неба. Более подробно эту историю излагает «Книга Ханоха». Ангелы стали говорить Вс-вышнему, что люди, дескать, много грешат, и хорошо бы уничтожить род человеческий. Г-сподь им ответил: «Если бы у вас было материальное тело, вы бы еще и не так грешили».

Двести ангелов спустились на гору Хермон (отсюда ее название – от слова «херем», отдаление, отлучение). Получившие плоть ангелы разбрелись по всей Земле.

«Сам Азазель научил людей делать мечи и разные виды оружия, и добывать металлы, и пользоваться драгоценными камнями. Это привело к зависти, многочисленным ссорам между людьми — потому что появилась жадность — и к убийствам. Баркиель научил людей астрономии, Кохавиель — астрологии, Сахариель — периодам Луны, то есть лунному календарю...»

Неудивительно, что ангелы, получив человеческую плоть, стали грешить – материальному телу извечно сопутствует «йецер hа-ра», дурное побуждение. Но как ангелам могла прийти на ум мысль спорить со Вс-вышним?

Каббала говорит, что ангелы также обладают «дурным побуждением»! Причиной этому служит тот факт, что ангелы – также проявление «цимцума», сжатия Б-жественного Света. Конечно, «дурное побуждение» у ангелов не такое сильное, как у людей, однако и ангелам надо «делать тшуву» — раскаиваться и еще лучше служить Вс-вышнему!

В хасидизме существует странное, на первый взгляд, выражение: «Там, где стоят раскаявшиеся грешники (на такой духовной ступени – А.Р.), там ангелы устоять не могут!»

..согласно свидетельству книги «Шивхей БЕШТ», ангела hадарниэля Баал-Шем-Тов видел собственными глазами...



Как это понимать? Неужели какой-то раскаявшийся грешник, который еще вчера ездил по субботам на пляж, а сегодня изучает Тору, по своей духовной силе выше ангела?

Некоторым образом – да! Человеческое «дурное побуждение» во много раз сильнее ангельского, и если человек находит в себе силы раскаяться, «сделать тшуву» — это значит, что духовных сил у него, по крайней мере, не меньше, чем у ангела небесного.

В иудаизме об ангелах написано очень много, и в одной статье (даже очень большой) все изложить невозможно – мне пришлось бы написать целые тома. Я надеюсь, что мы просто приоткрыли для наших читателей дверь к постижению духовных миров.

 

 

 

Александр Рыбалка

{* *}