Top.Mail.Ru

Между огнем и водой

28.07.2004

13.jpg«Осе шалом бимромав – hу яасе шалом алейну»...

«Сотворивший мир в небесах – Он сотворит мир и между нами»... Это слова из наиболее часто повторяемой еврейской молитвы – Кадиша. Но что они значат? Почему Вс-вышний, уже сотворивший мир в небесах, только потом (об этом сказано в будущем времени) сотворит мир между нами?

Чтобы разобраться, нам нужно вспомнить об одном из имен Вс-вышнего – Адо-най Цва-от (Саваоф в греческой транскрипции), Г-сподь Воинств. Какие Воинства есть у Г-спода? Две армии у Вс-вышнего: армия ангелов и армия народа Израиля, и оба Воинства славят Б-га. Потому и сказано «Цва-от» — во множественном числе (на иврите цава – воинство; цваот — воинства).

Каббала говорит, что ангелы созданы из огня и воды. Естественно, имеются в виду не материальные субстанции, а их духовные прообразы. Вода символизирует сфиру Хесед, милость Вс-вышнего, огонь – сфиру Гвура, ограничение, суровость Вс-вышнего. Вода и огонь – понятия несовместимые, однако Вс-вышний, для которого нет ничего невозможного, все-таки сотворил ангелов, примирив огонь с водою.

А если уж он сумел сделать это, значит, сможет и установить мир между евреями.

Глава 1. Структура небес

Миры

Итак, где же обитают ангелы?

Всего существуют четыре мира: Ацилут (высший, от ивритского слова эцель — у, возле; то есть он находится у самого Вс-вышнего), Брия (рожденный), Йецира (сотворенный) и Асия (сделанный – наш материальный мир).

В мире Ацилут нет границ, он однороден, и никакие создания (исключением являются источники, корни душ величайших людей, например Авраhам или душа Мошиаха ) там обитать не могут.

В мире Брия границы уже появляются. Однако этот мир еще так близок ко Вс-вышнему, что его свет могут выдержать только самые могущественные ангелы (в греческой традиции они называются «архангелами» — от слова «архи», что значит «самый большой»). Ангелов этих семеро – в соответствии с семью нижними сфирами. В их число входят Михаэль – первосвященник Небесного Храма, князь и покровитель еврейского народа, Метатрон – Князь Б-жественного Лика, предстоящий перед лицом Вс-вышнего, Рафаэль, Уриэль, Гавриэль, Разиэль и Кассиэль. О каждом из великих ангелов мы подробнее поговорим ниже.

Некоторые источники в число семи великих ангелов включают и Самаэля (он же – Сатан, он же – мал’ах hа-мавет, Ангел Смерти; у евреев не принято слишком часто упоминать его имя, поэтому обычно его называют СМ). Хотя мне приходилось видеть мидраш «Книга Адама и Хавы», в котором говорилось, что за провокацию против Адама (известная история с плодом Дерева Познания) Вс-вышний отнял у СМ шесть из двенадцати крыльев. Что в переводе на язык современной Каббалы означает: из мира Брия спустил в мир Йецира.

Из мира Брия спустимся в мир Йецира. Там уже обитает несметное множество ангелов, заправляющих дождем, природными явлениями... в общем, всем, чем угодно.

Наконец, в нашем, материальном мире Асия также имеются свои ангелы.

***



Небеса

Однако существует и другая структура. Согласно древним книгам, Высшие Миры делятся на семь небес.

Почему семь – понятно, в соответствии с семью нижними сфирами. Чтобы соответствие было полным, добавлю, что одно из редких изданий «Книги Ханоха» говорит о десяти небесах (так как всего сфирот все-таки десять). Но нас сейчас интересует более привычная структура, структура семи. На иврите для определения «небо» существует семь различных слов: шамаим, шхаким, вилон, звуль... Не буду приводить их все, тем более что большинство из них давно вышли из употребления.

Итак, первое небо. Согласно «Книге Ханоха», там обитают ангелы, управляющие движением звезд и планет. На этом же небе находятся «кладовые» снега и льда, а также специальная кладовая для росы (роса считается очень важным видом осадков, без нее верхний слой почвы летом придет в негодность). Ханох писал в своей книге, что роса в своей «кладовой» выглядела, как оливковое масло, и имела цвета «всех цветов Земли». Кстати, древнейшим источником, описывающим небеса, является «Книга Ханоха» (оттуда уже эти описания попали в Талмуд и Мидраши). Много спорят об аутентичности этой книги, но если учесть, что в «Зоhаре» говорится про нашего праотца Якова, обучавшегося по книге Ханоха... Будем считать, что так оно и есть.

В «Книге Залов» – более позднем произведении – первое небо называется «миром Сапфирового Кирпича». Имеется в виду тот «кирпич», на который Вс-вышний ставит ноги, сидя на троне. По крайней мере, так это видел пророк Иехезкель (тут я вынужден срочно добавить, что мы имеем дело с аллегориями, которым ни в коем случае нельзя придавать буквальный смысл). Чтобы более искушенным в Каббале людям было понятно, я скажу, что «Сапфировый Кирпич» — это сфира Малхут мира Брия.

На втором небе постоянно царит мрак и слышится плач. Там находится ад – место искупления грешных душ. Надо сказать, что иудаизм не признает «вечных мучений»: самый большой грешник находится в аду не более 12-ти месяцев. На втором небе обитают мал’ахей-хабала – ангелы-мучители. Они подвергают мучениям души до тех пор, пока мучения не будут сочтены достаточным искуплением за грехи (как я уже говорил, максимум год, но обычно гораздо меньше).

На третьем небе расположен рай. И туда попадают все, правда, некоторым для этого придется провести несколько неприятных месяцев в аду. Раев на самом деле имеется два: верхний и нижний. Один расположен в мире Иецира, другой – в мире Брия (сами догадайтесь, где какой). Удела в "грядущем мире" могут удостоиться и неевреи (так говорит трактат Талмуда «Сангедрин»).

Как же выглядит рай?

Александр Рыбалка

{* *}