Top.Mail.Ru

"Подарок царя"

10.10.2003

Праздник Суккос продолжается семь дней: с 11 по 17 октября. У этого праздника много заповедей, но я хотел бы поговорить сейчас только об одной — о заповеди радоваться. Заповедь кажется парадоксальной, ведь радость есть нечто спонтанное, возникающее в душе помимо воли. Возможно ли вообще выполнить эту заповедь? Человеческое настроение изменчиво: как радоваться, если вам грустно?

Все зависит от того, какова природа радости. Есть радость, приходящая извне (ее лучше называть удовольствием). Вы хотели нечто приобрести (игрушку, машину, дом, работу, деньги, должность, власть...), вы это приобрели, быть может, тяжелым трудом, быть может, это просто свалилось вам на голову (так редко, но бывает), вы получили то, что страстно желали, — вы рады и даже счастливы. Вопрос в том, надолго ли. На самом деле вопрос этот — чисто риторический, и ответ на него заранее известен. К хорошему быстро привыкаешь и очень скоро обнаруживаешь, что есть игрушки и машины куда лучше, а денег опять не хватает, так что радоваться особенно нечему — впору печалиться. Пусть вы приобрели новую машину или заработали на миллион больше. Очень скоро все повторится: ведь эту жажду утолить в принципе невозможно. Вы можете горевать, что у вас нет личного самолета, хотя вполне возможно, велосипед был бы вам куда полезней, но это просто не приходит вам в голову. Человек наполнен разнообразными желаниями — что подлинно ему нужно, знает только Всевышний.

У нас нет абсолютного критерия для оценки того, что с нами происходит. Опоздание на авиарейс или потерю банковского вклада можно рассматривать как неприятность, а можно как катастрофу. Однако вы не знаете, как сложилась бы ваша жизнь, если бы этого не произошло. Существует масса историй, когда именно опоздавший и проигравший оказывался в конечном счете в выигрыше.

Рассказывают, как к Магиду из Межерича пришел некий человек и попросил научить его радоваться. Тот послал его поучиться у рабби Зушы. Магид из Межерича и рабби Зуша — праведники, ставшие героями многих хасидских историй. Это одна из них. Сказать, что рабби Зуша жил бедно, — значит ничего не сказать. Он жил супербедно, но пребывал всегда в прекрасном настроении: ведь он никому не завидовал, не желал иной доли и жил в полном ладу с самим собой. Гость увидел это и сделал правильные выводы. Когда рабби Зуша узнал, зачем тот пришел к нему, он удивленно сказал: <Ты пришел не по адресу — у меня-то, слава Б-гу, все хорошо, ты пойди к тем, кто нуждается, кому плохо>.

Путь к непреходящей радости — доверие ко Всевышнему, ощущение Его заботы во всем, понимание, что жизненные трудности и испытания — необходимые условия нашего внутреннего роста. В Йом Кипур — Судный день — Б-г выносит приговор, и этот приговор нам не известен. Действительно, кто может заглянуть в Книгу Жизни? Но если вы уверены, что Б-г — ваш отец, вы знаете, что каково бы ни было Его решение, оно в глубочайшем смысле будет решением в ваших интересах — даже если вы не в состоянии это понять.

Праздник Суккос возвращает нас к временам, когда еврейский народ жил в пустыне. Что хорошего в пустыне? Жара, жизнь в палатках. Но у народа было сознание близости Б-га, и Б-г давал ему все необходимое для жизни.

Известно, что подарки радуют обыкновенно только в первую минуту. А если это подарок царя или президента? Тогда его хранят всю жизнь как семейную реликвию, с гордостью показывают гостям.

Хлеб, вода, воздух, солнечный свет, сегодняшний день и вся наша жизнь — подарок Царя. Cознание этого способно наполнить душу радостью. Сказано: <Радуйся всему добру, которое Г-сподь, Б-г твой, дал тебе> (Втор, 26:11).

Заповедь радоваться, акцентированная в Суккос, относится не только к дням этого праздника, но ко всей человеческой жизни. Радость — критерий ее правильности. Ваше сердце наполнено радостью? Эта радость изливается на других людей? Значит, вы исполнили важную заповедь и живете правильно."

Главный раввин России р. Берл Лазар

{* *}