Top.Mail.Ru

Принести в мир свет Торы

17.10.2003

Месяц тишрей (27 сентября – 26 октября) насыщен праздниками, причем праздниками очень значительными: Рош а-Шана – Новый год, Йом Кипур – Судный день, Суккос – День кущей (шалашей, палаток). Заключительный аккорд осенних праздников – Шмини Ацерес – Праздник восьмого дня (после семи дней Суккоса). В Израиле он празднуется один день, в диаспоре, следовательно, и в России, – два. Второй день называется "Симхас Тойра" – "Радость о Торе" (канун – 18 октября). В день Симхас Тойры завершается годовой цикл чтения Торы.

Конечно, у нас есть чувство удовлетворения и радости, мы исполнили заповедь: целый год мы читали Тору, по мере сил размышляли над ней – и вот она наконец прочитана. Это хорошо, и даже прекрасно, настолько прекрасно, что мы пляшем с Торой.

Завершив чтение Торы, мы не откладываем ее в сторону, но тут же начинаем читать заново. Какой в этом смысл? Неужели нельзя подождать до субботы, когда будет читаться то же самое?

В день Симхас Тойры в синагоге звучат слова о сотворении мира: о сотворении земли, неба и всего, что есть в них. Эта информация удовлетворяет наше естественное любопытство: интересно узнать, как мир был создан. Другой вопрос – дает ли она нам что-нибудь в части понимания того, как правильно жить? Для еврейского отношения к Торе именно этот вопрос и является определяющим.

Какова основная мысль первых глав Торы? Б-г создает мир, пребывает в нем и заботится о нем. Б-г Торы – Творец и Законодатель. Причем Он требует от человека не только молитв, не только соблюдения субботы и вообще всего того, что традиционно относится к религиозной сфере – нет, Он требует от человека активной социальной деятельности. Суббота – Г-споду, Б-гу твоему, но шесть дней работай. Вопросы этики бизнеса, этики профессиональных и (шире) социальных отношений занимают в Торе и в Талмуде огромное место.

Фактически деловой мир построен на жесткости, конкуренция диктует законы, весьма отличающиеся от законов Торы: обойти партнера, воспользоваться его слабостью или недальновидностью, продать выше цены, купить ниже, если партнер не владеет информацией, не знает рыночной конъюнктуры, продиктовать свои условия слабому, воспользоваться юридической ошибкой или ошибкой компьютера.

Такова норма ведения дел, иначе (кажется) просто невозможно: скрупулезно честный заведомо обречен на поражение, в конкурентной борьбе побеждает не самый честный, а самый жесткий и беспринципный. Многие считают, что с этим ничего нельзя сделать: раз мир устроен таким образом, надо его принять. Если ты хочешь преуспеть, ты должен играть по его правилам.

Возникает парадоксальная двойная этика: для "религии" одно, для практической жизни – совсем другое. Но в иудаизме религия не отделена от практической жизни. В Торе не сказано, что следует принимать мир таким, каков он есть. Сказано совсем иное: его надо преобразовывать и улучшать, следуя инструкциям Всевышнего. Б-г создает хаос и наполняет его светом. От нас требуется то же самое: наполнить б-жественным светом всю нашу жизнь, все наши отношения, включая профессиональные и деловые, принести в хаос и мрак свет Торы.

Рош а-Шана и Йом Кипур мы проводим в синагоге – молимся. В Йом Кипур мы еще и постимся. Семь дней Суккоса мы стараемся провести в палатках, переживая то чувство свободы и единства с Б-гом, которое было у нас после выхода из Египта. Может быть, так надо проводить не только праздники, но вообще всю жизнь: сидеть в синагоге, поститься и молиться? Тора говорит: нет! Празднуй в праздник, постись в пост и честно работай в будни! Б-г не требует от человека, чтобы тот был ангелом – человек должен быть человеком. Праздники подходят к концу. Симхас Тойра – их завершение и кульминация. На высшей точке духовного подъема Симхас Тойра поворачивает нас к будням. Теперь мы должны выйти из синагоги, выйти из палаток, выйти обновленными и укрепленными молитвой в обычную жизнь и принести в нее Тору.

Если мы не сделаем этого, наши молитвы и наш пост бессмысленны.

Главный раввин России Берл Лазар

{* *}