Top.Mail.Ru

Мир без детей

22.11.2016

Праотец еврейского народа Авраам получил от Творца четыре обещания: «и сделаю тебя народом великим», «сделаю твое потомство многочисленным, словно пыль земная», «сделаю твое потомство неисчислимым, как звезды» и «сделаю тебя отцом множества народов». Перед нами четыре обещания, каждое из которых сулит Аврааму всё большую славу, если суммировать – он станет отцом великого народа, по многочисленности сравнимого с пылью земной и звездами на небе. И даже не одного, а многих народов. Интересно посмотреть, что из обещанного исполнилось?

Авраам был очень богат – ему принадлежали земли и стада, золото и серебро, но не было одного – сына. И когда Творец снова пообещал Аврааму, что его «доля будет очень велика», что-то надломилось в его душе, он нарушил молчание и воззвал: «Что Ты дашь мне, если я хожу бездетный?» Фактически, это была первая в жизни просьба, с которой Авраам обратился к Творцу, и она стала мольбой о продолжении рода: первый еврей на земле опасался, что может стать и последним.

Когда у Авраама родился сын от наложницы Агарь, то он назвал его Ишмаэлем, что означало «И услышал Г-сподь», и, казалось, молитва Авраама была услышана. Но уже вскоре все его надежды рушатся: он узнает, что Ишмаэль получит с Небес благословение – станет прародителем двенадцати вождей и великого народа, но не станет продолжателем еврейского народа и великой миссии Авраама.


Когда же у Авраама и Сары вопреки всему, и прежде всего их возрасту, родился наконец столь долгожданный сын, которого они нарекли Ицхак, то Авраам получил от Творца повеление принести его в жертву. И хоть финал у этой истории был счастливый – Ицхак остался в живых, – испытание и муки, переносимые Авраамом, страшно себе представить. Что было обещано Аврааму и что он получил? Какова была цель этих обещаний и цена горьких испытаний, в результате которых так часто рушились все надежды?

В еврейских трудах есть немало ответов на эти вопросы, но один из них дает самое тонкое понимание: мы ценим только то, чего долго ждем и боимся потерять. Рождение ребенка – одно из главных чудес, которые есть в нашем мире. Но этот процесс кажется нам столь естественным, что мы воспринимаем его как должное, забывая, что и у природы есть свой автор и архитектор.

Главная идея иудаизма заключается в том, чтобы не принимать жизнь как должное. Евреи – народ, рожденный в рабстве, прошедший через несколько изгнаний и века преследований, и поэтому очень хорошо умеющий ценить свободу. Мы всегда были малочисленным народом – и сделано это было для того, чтобы мы знали, что сила исчисляется не количеством, а верой, рождающей мужество и смелость. Нашим предкам не раз угрожала смерть – для того чтобы они и мы не забывали о святости человеческой жизни.


На протяжении всей истории человечества евреи понимали, как важны дети, внуки, новые поколения. На этом понимании построена вся система ценностей иудаизма: наша крепость – это школа, главный предмет увлечения – знания, а наши герои – это мудрецы и учителя. Иудаизм – это религия, центром которой являются дети.

Всевышний устроил все эти испытания для Авраама и Сары на заре зарождения иудаизма – и долгая бездетность, и разрушенные надежды, и жертвоприношение Ицхака, – чтобы ни они сами, ни их потомки никогда не воспринимали детей как должное. Каждый ребёнок – это чудо. И становясь родителями, мы максимально приближаемся к Б-гу, даруя, как и Он, новую жизнь через любовь.

Сегодня в мире огромное множество детей живет в нищете, не имеет возможности учиться, умирает из-за отсутствия элементарных вакцин и медицинской помощи – лишь потому, что главы государств сосредоточены на войнах прошлого, а не на построении мирного и безопасного будущего. Это значит, что цивилизация еще не усвоила библейские уроки. А хорошо бы усвоить, и как можно скорее, иначе наступит трагедия, которая затронет многих, и разразится она уже очень скоро.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

{* *}