Top.Mail.Ru

Секс без причины

23.12.2016

Интересно, что на протяжении всей библейской книги «Берешит» не раз возникает тема сексуальной распущенности. Несколько раз Сара, жена Авраама, чуть не попадает в гарем – сначала к фараону, а потом к Авимелеху. Затем дом Лота, племянника Авраама, окружают местные жители, требующие выдать гостивших там незнакомцев, намереваясь надругаться над ними. В результате Лот предлагает им взамен своих дочерей. Дина, дочь Яакова, была похищена и изнасилована принцем Шхема, как только она вышла на улицы этого города. Жена египетского вельможи Потифара пытается соблазнить Иосифа, и в результате он оказывается в тюрьме. Тема секса, а точнее – сексуального насилия, с которым столкнулись библейские патриархи, пронизывает всё повествование.

Эволюционный психолог Дэвид Басс в книге The Evolution of Desire and The Murderer Next Door выводит теорию, согласно которой секс является основным мотивом жестоких преступлений. На самом деле, история жизни праотцов отчасти доказывает известную теорию Фрейда о том, что деятельность человека обуславливается эросом – «инстинктом жизни» и танатосом – «инстинктом смерти». И это позволяет по-новому взглянуть на жизнь и веру Авраама и других патриархов.

Слово эмуна переводят обычно с иврита на другие языки как «вера», подразумевая за этим набор догм и принципов, не имеющих рациональных обоснований. В реальности же эмуна означает верность, преданность и доверие, умение держать слово и взятые на себя обязательства. И эта тема тесно переплетена с браком и семейными отношениями. Ведь брак – это ещё одна реинкарнация библейской идеи завета как взаимного обязательства, заключаемого с уважением к индивидуальным особенностям друг друга, признающего достоинство каждого и соединяющего жизни для построения совместного будущего. Говоря о взаимоотношениях Б-га с народом Израиля и заключенном ими завете, пророки очень часто использовали метафору брака.

Б-г Авраама – это Б-г любви и веры, который не навязывает свою волю силой, «мягко говорит с человеком» и в ответ получает те же любовь и веру. Это союз по любви, а не по праву силы. Ибо союз по принуждению – всегда насилие и, прежде всего, сексуальное.

Мир и сегодня полон жестокости и сексуального насилия – достаточно посмотреть, что творят с попавшими в их руки пленницами бойцы ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). В противовес этому библейская книга «Берешит» учит нас взаимному доверию и верности – будь то между людьми или между человеком и Б-гом, – которые рождают союз, основанный на любви и взаимной привязанности.

Истории жизни праотцов и праматерей показывают нам, что вера – это не наука или лженаука, объясняющая процессы, протекающие в природе и мире. Вера – это язык взаимоотношений и танец любви. Она раскрывает перед нами всю важность моральных обязательств, в особенности если речь идет об интимных отношениях. Иудаизм уделяет такое большое внимание сексуальности не из пуританских соображений, а потому, что именно сексуальные отношения олицетворяют любовь, рождающую новые жизни.

Когда из общества уходит взаимное доверие, то неизбежно размываются границы сексуальной этики, что со временем приведет к воцарению насилия по отношению к слабым. И в первую очередь, в таком обществе страдают женщины и дети. Так было в дни жизни наших праотцов, так – и сейчас. Иудаизм же, напротив, освещает союз двух людей, которые становятся единым целым не только в узком физиологическом смысле, но и в духовном – и их слияние становится подобным союзу Б-га с человечеством.

Быть человеком – значит, научиться постоянно жить в атмосфере схватки, сотворения и раскрытия, мира нынешнего и мира вечного. И никогда не забывать, что душа, подобно Вселенной с бесконечными галактиками и элементарными частицами, пребывает в постоянном движении. Мы ведь сами – хрупкий союз земного праха и возвышающего духа, и эта роль постоянно заставляет нас делать выбор и принимать решения, которые помогут нам вырасти до великих идеалов или же – если мы ошиблись – пасть и превратиться в мелочных и раздражительных существ, одержимых агрессией и насилием. Жизнь – это путешествие, которое даёт нам стремление каждый день становиться лучше, чем мы были вчера.

Лорд Джонатан Сакс

{* *}