Top.Mail.Ru

С евреем в главной роли

21.05.2021

Почему французский комик Луи де Фюнес воссоздал истинный образ еврея, объясняет наш колумнист.

Бывавшим в синагоге на праздник известно, что в процессе утренней молитвы есть особый момент – благословение коганим. Необычайно волнительно оно проходит в диаспоре, поскольку в самом Израиле в большинстве синагог эта процедура исполняется ежедневно. Потомки священников Иерусалимского Храма благословляют еврейский народ, а присутствующие в синагогах внимают этому благословению, укутавшись в талиты. Кстати, именно этот момент с талитами блестяще обыгран в комедии «Приключения рабби Якова» с Луи де Фюнесом в главной роли. И в этих талитах есть особый символизм, так как под ними невозможно различить молящихся: среди нас уже нет богатых и бедных, успешных и неудачников, праведников и грешников. Мы все в этот момент – просто евреи, связанные одной общей судьбой, вслушивающиеся в обращенные как ко всему народу, так и к каждому из нас слова: «Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да озарит тебя Г-сподь сиянием лика Своего и помилует тебя! Да обратит к тебе Г-сподь лик Свой и ниспошлет тебе мир!» Примечательно, что эти слова, повторяющиеся из поколения в поколение уже столько тысячелетий, содержатся в библейском отрывке «Насо», который будет читаться в синагогах в эту субботу.

Позади у нас осталась необычайно тяжелая неделя. Каждый её день час за часом на наши города и веси обрушивались выпущенные террористами ракеты. Они летели тысячами, и мы вновь стали свидетелями великих, невероятных чудес: способные при прямом попадании в жилой дом убить сотни людей, они унесли 12 жизней. Но когда ведущий британского телеканала ВВС говорит, что «погиб всего десяток израильтян», это слово «всего» не может не ранить: ведь каждая жизнь бесценна, а каждый погибший – это невозвратимая утрата.

Эта неделя была тяжелой и для евреев во многих других странах мира. И не только потому, что они волновались за своих родственников в Израиле. А потому что во многих европейских странах бушевали антиизраильские демонстрации и нарастала антисемитская истерия, вылившаяся в результате даже в попытки погромов.

Фрагменты одной из таких демонстраций, прошедшей в Германии, транслировались по израильскому телевидению, и в какой-то момент известная телеведущая Геула Эвен-Саар, прислушавшись к выкрикам демонстрантов, с удивлением спросила ведущего репортаж немецкого журналиста:
– Они действительно кричат «Смерть евреям!», я не путаю?
– Нет, вы не путаете! – ответил немец. – Они действительно кричат «Смерть евреям!».
– Но почему?! – воскликнула с удивлением Геула Эвен-Саар.

Нам, прожившим долгую жизнь и хорошо знающим историю собственного народа, её удивление кажется странным. А что им, собственно, ещё кричать? Но эта красивая и молодая телеведущая всю жизнь убеждала себя – а заодно и нас с экрана, – что израильтяне – это «другие евреи», имеющие мало общего с евреями диаспоры, не говоря уж о тех классических евреях в шляпах и лапсердаках. А вдруг оказалось, что никаких «других евреев» для мира не существует – для него, где бы мы ни жили и какую бы одежду ни носили, мы всё равно остаемся в первую очередь евреями – теми самыми, что, укрывшись талитами, слушают в синагогах благословение коганим.

И потому сегодня каждое слово этого благословения звучит так же актуально, как и тысячелетия назад. Особенно: «Да обратит к тебе Г-сподь лик свой и ниспошлет тебе мир!», поскольку мы действительно хотим только мира, и не наша вина, что наши враги жаждут только войны, смерти и разрушений.

За несколько часов до начала шаббата пришла весть о вступлении в силу соглашения о прекращении огня. И не скроем, что часть израильтян и евреев по всему миру восприняла эту новость с непониманием: мол, мы же выигрывали, а тут армию остановили на полпути, не дав ей довершить полный разгром Газы. Хочется им напомнить, что слова «Да обратит к тебе Г-сподь лик свой» великий комментатор библейского текста Раши трактовал парадоксальным образом как: «Да удержит Он гнев Свой на нас». И другие мудрецы отмечали, что любой еврей должен постараться научиться этому качеству у Творца и максимально удерживаться от гнева, а тем более – от совершения в таком состоянии опрометчивых поступков, чтобы не уподобиться нашим ненавистникам, требующим нашего полного уничтожения, добивающимся «окончательного решения», мечтающим сбросить нас в море. Не уподобляться им, чтобы всегда оставаться евреями.

{* *}