Лидер – не волк

22.07.2022

В Израиле сейчас в самом разгаре внеочередная предвыборная кампания, в которой участвует больше десятка партий, но главный вопрос остается всё тем же, что и на протяжении прошлых четырех досрочных выборов: кто из лидеров больше достоин возглавить государство? Да и вообще, каким он должен быть – подлинный лидер нации?

Крайне любопытно, что библейская глава «Пинхас», которую читают в синагогах в эту субботу, даёт довольно четкий ответ на этот вопрос. И в самый насущный момент. Моисей узнаёт, что пришло его время умереть. И все мысли его с той секунды подчинены одному: а что будет дальше с еврейским народом, кто может его возглавить после него?

Но ведь ответ на этот вопрос вроде бы ясен – разве он не содержится в самом названии главы? Разве не классический библейский герой Пинхас, который только что силой оружия искоренил непотребство в еврейском стане и тем отвратил гнев Б-жий от народа, самый подходящий кандидат на эту роль?!

Но в том-то и дело, что национальный герой, способный бросить вызов общепринятому мнению, и лидер нации – это совершенно разные функции. На каких-то коротких исторических отрезках они могут иногда на время совпадать, но чаще всего – нет. И просит Моисей у Небес в преемники себе совсем иной типаж: «Да назначит Б-г, Властелин душ всякой плоти, мужа над обществом, который будет выходить перед ними и входить перед ними, который будет вести их и приводить, чтобы община Б-жья не была подобна стаду без пастуха».

Разумеется, на эти слова есть бесчисленное множество комментариев. Но великий рабби Леви-Ицхак из Бердичева задался, казалось бы, тривиальным вопросом, но в котором, вероятно, вся суть. А почему Моисей обратился к Б-гу с такой странной формулировкой: «Властелин душ всякой плоти»? И сам же рабби дал ответ: Моисей прекрасно знал, что внутри каждого народа есть люди, придерживающиеся различных взглядов, но подлинный вождь должен в равной степени служить им всем – всякой плоти. И в каждом видеть в первую очередь детей своего народа.

Что же до качеств, которыми должен обладать лидер, то это отнюдь не героизм и ратные подвиги, а совсем другие черты. Он должен уметь «выходить перед ними» – то есть не должен бояться встать перед своим народом и огласить нужное ради его блага решение, даже если оно будет принято людьми в штыки. Популизм и подлинное лидерство – несовместимы.

Он должен «входить перед ними» – сам его образ жизни и его поступки должны быть примером для подражания, и даже если его решения подвергаются критике, он не должен дать ни малейшего повода заподозрить, что руководствовался при их принятии какими-то личными соображениями.

И он должен не просто «вести их» к какой-то абстракции, но и «приводить» – то есть к весьма конкретным и чётко обозначенным целям как в ближней, так и в дальней перспективе. Ну, а цель, которая стояла перед наследником Моисея, была более чем очевидна: привести евреев в Землю обетованную и завоевать её.

А Иегошуа бин-Нун, назначенный в итоге в преемники Моисею, назван в Пятикнижии «мужем, в котором дух». Наши мудрецы разъясняли эти слова следующим образом: он полностью владеет своим духом. Такой муж не поддается мгновенному порыву, независим от личных симпатий и антипатий, а принимая решение, сознаёт всю ответственность за его последствия и умеет эти последствия просчитывать и прозревать. В противном случае его лидерство может обернуться для народа большими бедами – и военными, и экономическими, и духовными.

Есть в этом рассказе еще один важный урок на все времена, на который, к сожалению, почти не обращают внимания: любой подлинно великий лидер должен уметь вовремя уйти, но перед этим подготовить себе достойного преемника. Увы, лидерам нашего времени удается это далеко не всегда.

Но Тора на то и великая Книга, чтобы задавать нам самые высокие стандарты, которые служили бы ориентирами.