Top.Mail.Ru

Дан приказ ему на юг

29.03.2024

В эту субботу во всех синагогах мира будет читаться библейская глава, название которой – «Цав» – хорошо сегодня знакомо каждому израильтянину, включая и тех, кто никогда в жизни не открывал Пятикнижие.

Для тех, кто не знает: «цав» на иврите означает «приказ». И 8 октября десятки тысяч израильтян получили по почте этот «цав» – приказ об экстренном призыве в армию в связи с начавшейся войной. И эти повестки продолжают приходить ежедневно вновь и вновь – ведь война продолжается, и одни резервисты на фронте сменяют других.

Есть в этой главе и ещё одно очень знаковое для сегодняшнего Израиля слово: «милуим». В современном иврите этим термином называют тренировочные армейские сборы для уже отслуживших резервистов. Любопытно, что в Пятикнижии под словом «милуим» понималась семидневная практика, в рамках которой первосвященник Аарон и его сыновья готовились к церемонии освящения Храма, оттачивая необходимые для службы в нём навыки – как это и положено любому призванному для той или иной службы.

Из этой ещё одной невольной переклички между днём нынешним и днём минувшим и рождается понимание, что ведущаяся сейчас война, на которую идут поднятые по приказу («цав») и призванные на сборы («милуим») израильтяне, является столь же священной, какой была служба священников в Иерусалимском Храме.

И равно как и служение в Храме было в своё время направлено на благо не только еврейского народа, но и всего человечества, так и нынешняя война Израиля против терроризма идёт во имя всего человечества, пусть оно это пока в полной мере не осознает.

И если террористы победят в этой войне, то это неминуемо вдохнёт новые силы в фундаменталистов по всему миру – и тогда террор захлестнёт одну страну за другой. Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не надо – достаточно вспомнить страшный теракт в «Крокусе» недельной давности.

Многие комментаторы Пятикнижия, анализируя описанную в главе «Цав» храмовую службу и приносимые там жертвы, делают особый акцент на видах этих жертвоприношений – очистительных и повинных. Но особенно – на благодарственных! Ведь так уж устроен человек, что в минуту опасности он невольно обращается к Б-гу, начиная молить Его о милости, каясь в прошлых грехах и обещая быть «паинькой» в будущем.

Но вот как только в нашей жизни всё становится хорошо и один успех следует за другим, мы всё больше склонны приписывать их исключительно нашему уму и талантам. И вот тут Пятикнижие напоминает нам базисную истину еврейского мировоззрения: за всё, что с нами происходит, даже если это, на наш взгляд, является результатом сделанного нами свободного выбора, мы должны быть благодарны, поскольку все эти результаты являются в первую очередь проявлениями Высшей воли, а неблагодарность – один из самых худших грехов и пороков. Благодарность же – это то чувство, которое позволяет нам подняться над нашим эгоизмом, а значит, и над животной природой, и достичь более высокого духовного уровня.

Примечательно, что именно в главе «Цав» впервые предельно ясно приводится фундаментальный для евреев запрет на употребление какой-либо крови в пищу: «И никакой крови не ешьте, где бы ни проживали, ни птичьей, ни животной. А всякий человек, который ест какую-либо кровь – да будет душа его отторгнута из среды народа своего».

На протяжении столетий этот категорический запрет и во многом вытекающие из него законы кошерного питания отделяли нас от всех других народов. Ведь во многих местах употребление крови в пищу было очень широко распространено: к примеру, у древних германцев и викингов, скифов и монголов. Да и сегодня очень многие в мире с удовольствием едят бифштекс с кровью.

А вот евреям это запрещено, для них это категорически неприемлемо – и это общеизвестный факт. И просто поразительно, что, несмотря на это, именно на них пал кровавый навет. Признаюсь, меня долго удивляло, что зачастую кровавый навет инициировали именно христианские священники – ведь кто-кто, а они-то читали Библию и не могли не знать об этом запрете, думал я. А потом недоумевал, зачем же они вновь и вновь сеяли эту гнусную ложь, настраивая свою паству, которая в большинстве своем Библию действительно не читала, против евреев?!

Сегодня, к сожалению, у меня есть ответ на этот вопрос. Кровавый навет инициировался во все времена по той же самой причине, по которой сегодня ООН, БАПОР и прочие международные организации отрицают очевидные факты о событиях страшной субботы 7 октября. По той же причине, по которой они откровенно лгут всему миру о происходящем в секторе Газа, сознательно нагнетая антисемитскую истерию по всему миру.

Да, антисемитизм ослепляет, и толпа погромщиков не только слепа в своей ненависти к евреям, но и крайне невежественна. Однако те, кто заводит эту толпу, как мальчик заводную игрушку, они – нет, отнюдь не невежественны. Напротив, чаще всего эти господа хорошо образованны и потому прекрасно знают, что лгут. Как знают и для чего лгут.

Волна антисемитских статей, воззваний и карикатур, захлестнувшая сегодня мировые СМИ – это не что иное, как всё тот же кровавый навет, но просто в новой обёртке. Как, к примеру, недавнее интервью телеканала «Аль-Джазира» с проживающей якобы в Газе женщиной, которая рассказала, что израильские солдаты будто бы насилуют женщин в секторе. И пусть телеканал «Аль-Джазира» спустя несколько часов признал, что история об изнасиловании жительниц Газы оказалась выдумана, а сама женщина оправдала свою ложь тем, что хотела таким способом «пробудить пыл и братство арабской нации!», но главное дело они уже сделали: усилили ненависть к евреям тех, в ком она и так уже сидела.

И в этом и заключается главная особенность любого кровавого навета: будучи изначально лживым, он адресован всегда именно тем, кто готов эту ложь радостно принять – уже заражённому антисемитизмом сознанию, ищущему дополнительного подтверждения своей правоты.

Вступать в споры с ними и доказывать им что-либо бесполезно. Мы просто должны делать своё дело неукоснительно, как в своё время первосвященники в Иерусалимском Храме, выполняя отданный Свыше нам «цав» – приказ. И подобно им же – поддерживавшим вечный огонь на храмовом жертвеннике священникам – продолжать нести в миру вечный свет Его великих истин.

{* *}