Top.Mail.Ru

Хана Хеллер: Как воспитать у ребенка устойчивую высокую самооценку

12.04.2001

Как бы ответил ваш ребенок на такие вопросы:



- Ты хороший?

- Заслуживаешь ли ты любви?

- Когда ты берешься за что-то новое, то рассчитываешь ли добиться успеха?

- Считаешь ли ты, что можешь принести в мир что-то особенное, нечто такое, чего не смог бы сделать никто другой?

- Гордишься ли ты тем, что ты еврей?


Все мы стремимся воспитать детей с устойчивой высокой самооценкой, то есть таких детей, которые смогли бы уверенно отвечать "да!" на все перечисленные вопросы. И все мы, будучи родителями, наделены огромными возможностями в том, чтобы помочь нашим детям выработать такое положительное мнение о самих себе.

Еврейская концепция ценности человеческой личности

Иудаизм учит нас концепции изначально присущей человеку высокой ценности его личности. Мы оцениваем себя положительно, просто исходя из того факта, что все мы были созданы Б-гом по Его образу и подобию (Брейшит 1:27). Это означает, что мы обладаем высокой ценностью, вне зависимости от того, чего мы успели уже добиться. Недавно я видела плакат, на котором был нарисован ребенок, а надпись на нем гласила: "Я знаю, что я — не гадость, потому что Б-г не создает гадость".

В данной статье я хочу обсудить концепцию самооценки применительно к психическому развитию ребенка. Я хочу также рассказать о некоторых практических способах, как способствовать развитию устойчивой положительной самооценки ребенка. Некоторые обсуждаемые средства являются универсальными, общечеловеческими, некоторые же носят исключительно еврейский характер.

В начале нам надо уяснить для себя базовый вопрос. Почему мы вообще имеем право обладать положительной самооценкой, и откуда мы берем данные, чтобы сформировать ее?

Как уже сказано выше, Тора говорит нам о том, что все мы созданы по образу и подобию Б-га. Человеческое существо является целью сотворения мира. Б-г создал все в этом мире, чтобы служить нам, давая нам власть надо всем сущим и налагая на нас ответственность за самих себя и все, что мы делаем с Б-жьими творениями.

Талмуд учит нас тому, что каждый человек должен чувствовать себя так, как если бы весь мир был создан ради него одного. Больше того, мы узнаем, что каждое человеческое существо несет свою индивидуальную миссию, которую никто другой выполнить не в состоянии. Наконец, нас учат тому, что цель человека состоит ни в чем ином, как в подражании Самому Вс-вышнему, а это означает, что возможным является достижение непостижимых высот величия духа.

Все это заставляет нас осознать, что человеческое существо обладает большой важностью, большой привлекательностью и ценностью!

В дополнение к тому, что мы созданы по образу и подобию Вс-вышнего, то обстоятельство, что мы принадлежим к народу, чья миссия состоит в том, чтобы служить моральным ориентиром и духовным светом всему миру, является еще одним важным фактором, который, будучи правильно понятым, вносит свой вклад в нашу самооценку.

Все это представляет собой духовное измерение самооценки. Евреи, которые знают точно, какое место им уготовано в мироздании, и которые осознали, как они должны распорядиться особыми дарами и талантами, которыми Б-г наделил их, должны положительно оценивать себя и свою деятельность.

Современное отношение к проблеме

Сравним вышеизложенный способ мировосприятия с тем, который принят в современном обществе. Как мы узнаем, насколько ценными и стоящими мы являемся? Вообще говоря, наша самооценка будет зависеть от того, какую работу мы имеем, какие получаем заработки, на каких машинах мы ездим, какой властью над окружающими обладаем, какой известности или славы достигаем. Мы живем в мире, где принято оценивать себя и окружающих, пользуясь множеством внешних параметров.

Подумайте о том, как эти обстоятельства влияют на вас, и как вы сами себя оцениваете.

Недавно я купила себе новую автомашину. До этого я 16 лет ездила на миниавтобусе "Шевроле" 1979 года выпуска. Конечно, он представлял собой жалкое зрелище, зато в нем было девять удобных посадочных мест, а я могла никогда не тревожиться о том, не заляпал ли кто-то из детей салон краской или куском сэндвича. Однако, надо признаться, я чувствовала некоторое неудобство, когда кто-либо из моих новых знакомых видел, на какой развалине я разъезжаю. Мне все время хотелось объяснить людям: "Хочу, чтобы вы знали, что мы вовсе не нищие, которым не на что жить и которые не могут приобрести приличную машину. Просто у нас совсем другие приоритеты в отношении того, как правильнее тратить деньги!"

Я хорошо сознаю, как именно дается оценка человеку в нашем обществе, и нимало не стремлюсь подчиняться стереотипам этой ментальности. И, хотя я также не хотела бы, чтобы мои дети подпадали под ее влияние, я понимаю, что у нас нет иммунитета против нее. Все мы страдаем от того, что в структуре ценностей нашего общества такое важное место занимает образ человека, добившегося материального преуспеяния. К счастью для меня самой, теперь, едучи в своей машине по улицам, я выгляжу значительно более преуспевающей персоной (ха-ха!)


{* *}