Талмуд

12.04.2001

Всегда, когда речь заходит о теме Талмуда, приходишь в замешательство — с чего начать? С начала, с истории — поведать, как формировался Талмуд со времён Откровения на горе Синай и до наших дней. Но, может быть, всё-таки прежде поведать о мудрецах Талмуда, чья праведность и мудрость снискала любовь и уважение не только у евреев, но и у соседних народов. Нередко, именно к ним обращались за помощью и советом "сильные мира сего". А, может быть, приступить к рассказу о Талмуде с перечислением тех знаний, что содержатся среди подробных толкований закона? Это и математика, и физика, и астрономия, и биология и т. д.

А может быть, просто, привести для наглядности отрывок из Талмуда? Судите сами.



    Ниже приводится текст Мишны из трактата Маккот с последующим кратким объяснением из Талмуда (Маккот, За).











Мишна: "Мы свидетельствуем, что такой-то человек развелся с женой и не заплатил ей ктубу Словарь. Но ведь сегодня или завтра он ей выплатит ктубу. Мы высчитываем, какую сумму можно заплатить за ее ктубу в случае вдовства или развода, в то время как в случае ее смерти муж унаследует ее имущество".

Гемара: "Как мы высчитываем? Рав Хисда говорит: "по мужу". Рав Натан бар Ушия говорит: "по жене". Рав Папа говорит: "по жене и по ктубе".







    Как можно заметить, стиль Мишны чрезвычайно ёмкий, и для того, чтобы разъяснить скрытый там смысл, мы приведем здесь перевод комментария Раши (Рабби Шломо Ицхаки комментатора XII века) к этой Мишне:













РАЗВЕЛСЯ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ

- Предстали перед нами двое, видевших его в такой-то день разводящимся, тогда как он говорит, что с женой не разводился и по ктубе ей не должен. Затем оказывается, что эти двое солгали, поскольку существуют два других свидетеля, которые сказали о человеке "Ты был с нами в другом месте в тот день", о котором первые утверждали, что тогда человек развелся с женой.

СЕГОДНЯ ИЛИ ЗАВТРА ОН ЕЙ ВЫПЛАТИТ КТУБУ

- подразумевается сумма, которую следует уплатить. Если сказать, что всю ктубу, то разве нельзя предположить, что муж умрет или разведется сегодня или завтра и заплатит ей ее ктубу. Таким образом, окажется, что лжесвидетели не принесли ему никакого урона.

МЫ ВЫСЧИТЫВАЕМ, СКОЛЬКО МОЖНО ЗАПЛАТИТЬ

- учитывая неясность. Ибо, если она станет вдовой или разведенной, покупатель ктубы (имеется в виду "условный покупатель", который как бы устанавливает реальную стоимость ктубы) получит по ктубе, но если она умирает раньше мужа, то ее муж наследует ее имущество, а покупатель свои деньги потеряет. Талмуд подробно описывает, какую сумму судья должен затребовать с лжесвидетелей".











Поистине удивительно, что более семнадцати веков назад, во времена, когда само понятие неопределенности было абсолютно неизвестно, Мишна предложила такой метод оценки "ожидания жены", который мог бы получить полное одобрение любого современного специалиста в области теории решений, а именно — метод, учитывающий влияние рынка.

Так вот, после этого небольшого отступления перейдем непосредственно к теме нашего разговора: Талмуду.

Начнем с того, что Талмуд — это не одна книга, а две, объединенные вместе; они носят названия "Мишна" и "Гемара", и в них изложен еврейский Закон. Мишна — это систематизированный свод высказываний и судебных решений еврейских мудрецов- их называли таннаим (учителя) — на протяжении четырех сотен лет. В основе всех этих высказываний и решений — Устная традиция, полученная Моше (Моисеем) на горе Синай одновременно с Письменной Торой — Пятикнижием. Период эпохи таннаим, продолжался примерно четыреста лет: двести лет до новой эры и потом еще двести лет новой эры. Мишну (что значит "повторение") записал примерно в 200 году рабби Иеhуда hанаси, известный мудрец и законоучитель.

В течение нескольких следующих веков вторая группа мудрецов — амораим ("толкователи") — изучала Мишну, обсуждая ее строчку за строчкой; споры кипели в ученых собраниях, на площадях и в домах, — и так поколение за поколением. Таким-то образом и создавался Талмуд. За четырьмя или пятью фразами Мишны, в которых выражена суть закона, следует страница — а то и двадцать страниц — комментариев, скрупулезного законоведческого анализа на иврите и на арамейском языке; этот анализ нередко перерастает в притчи, молитвы, исторические ссылки, научные рассуждения или застольные шутки. Это и есть Гемара (что значит "завершение").

Год за годом амораим дискутировали друг с другом, содержание споров передавалось из поколения в поколение, толкования наслаивались одно на другое и разрастались как снежный ком, с каждым следующим десятилетием, налагая новое бремя на память знатоков Талмуда. Наконец, запомнить все это для большинства людей стало так же невозможно, как сейчас невозможно запомнить Британскую энциклопедию. В это время рушилась Римская империя, Средиземноморье раздирали войны, связи между евреями, жившими в разных краях, ослабли и грозили совсем прерваться, а это означало бы конец существования народа, изгнанного и разбросанного по свету. И тогда двое из последних толкователей Талмуда — Рав Аши и Равина — приняли вынужденное решение наперекор установленной традиции, согласно которой Устная традиция была неписаным сводом познаний. Они старательно записали все, что было известно им из трехвековых еврейских дебатов по поводу Танаха и по поводу Мишны. Таким образом, они оформили тот самый Талмуд.

Тексты из Талмуда

Ниже приводится текст Мишны из трактата Маккот с последующим кратким объяснением из Талмуда (Маккот, За).

Мишна: "Мы свидетельствуем, что такой-то человек развелся с женой и не заплатил ей ктубу Словарь. Но ведь сегодня или завтра он ей выплатит ктубу Мы высчитываем, какую сумму можно заплатить за ее ктубу в случае вдовства или развода, в то время как в случае ее смерти муж унаследует ее имущество".

Гемара: "Как мы высчитываем? Рав Хисда говорит: "по мужу". Рав Натан бар Ушия говорит: "по жене". Рав Папа говорит: "по жене и по ктубе".

Как можно заметить, стиль Мишны чрезвычайно ёмкий, и для того, чтобы разъяснить скрытый там смысл, мы приведем здесь перевод комментария Раши (Рабби Шломо Ицхаки комментатора XII века) к этой Мишне:

РАЗВЕЛСЯ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ — Предстали перед нами двое видевших его в такой-то день разводящимся, тогда как он говорит, что с женой не разводился и по ктубе ей не должен. Затем оказывается, что эти двое солгали, поскольку существуют два других свидетеля, которые сказали о человеке "Ты был с нами в другом месте в тот день", о котором первые утверждали, что тогда человек развелся с женой.

СЕГОДНЯ ИЛИ ЗАВТРА ОН ЕЙ ВЫПЛАТИТ КТУБУ — подразумевается сумма, которую следует уплатить. Если сказать, что всю ктубу, то разве нельзя предположить, что муж умрет или разведется сегодня или завтра и заплатит ей ее ктубу. Таким образом, окажется, что лжесвидетели не принесли ему никакого урона.

МЫ ВЫСЧИТЫВАЕМ, СКОЛЬКО МОЖНО ЗАПЛАТИТЬ — учитывая неясность. Ибо, если она станет вдовой или разведенной, покупатель ктубы (имеется в виду "условный покупатель", который как бы устанавливает реальную стоимость ктубы) получит по ктубе, но если она умирает раньше мужа, то ее муж наследует ее имущество, а покупатель свои деньги потеряет. Талмуд подробно описывает, какую сумму судья должен затребовать с лжесвидетелей".

Поистине удивительно, что более семнадцати веков назад, во времена, когда само понятие неопределенности было абсолютно неизвестно, Мишна предложила такой метод оценки "ожидания жены", который мог бы получить полное одобрение любого современного специалиста в области теории решений, а именно — метод, учитывающий влияние рынка.