Top.Mail.Ru

Моше бен Маймон

14.04.2001

Как мы с Вами уже видели, еврейские философы в своих объяснениях картины и первопричин существования и развития мира все время были как бы вынуждены играть по чужим правилам — по правилам греческой игры, называемой "любовь к мудрости". В ней, например, периодически нужно доказывать, придумывая всякий раз новые доводы, что Б-г действительно создал мир, что Он вообще есть.

Так вот, мы должны назвать имя человека, который первым отказался от этой защитной тактики: не стал оправдывать в глазах мирового сообщества и мировых философских школ еврейскую идею Всемогущего Б-га, Единственного и напрямую связанного со всем, что Он сотворил в мире. Моисей Маймонид — официальное имя на русском языке, по которому вы можете найти информацию о нем в любой энциклопедии, но в еврейской традиции он носит сложносокращенное имя РАМБАМ — рабби Моше бен Маймон. Он не только первым перешел из этой философской "обороны" в наступление, но и стал самым известным из еврейских мудрецов, чьи идеи оказали огромное влияние не только на евреев. Труд, который стал поводом для такого развития событий на мировом философском уровне, называется просто "Путеводитель для заблудших".

Моше бен Маймон (Рамбам), самый глубокий мыслитель и интеллектуал своего времени, — вершина золотого века испанского еврейства. Он родился в Кордове в 1134 г., но еще в отрочестве вынужден был покинуть Испанию. Дело в том, что арабская часть Испании подпала в эти годы под власть Альмохадов (Унитариев), арабского племени, вторгшегося в страну из Африки. Новые властители оказались жестокими фанатиками, в результате чего многие жители — не мусульмане, в том числе и Моше Маймонид, вынуждены были бежать из страны. После долгих скитаний, полных опасностей и лишений, Маймонид обосновался в Фесте (старый Каир). Там были написаны его важнейшие книги, в том числе знаменитый труд "Море Невухим" ("Путеводитель для заблудших"), который заложил основу всей еврейской философии, и даже для тех, кто не был во всем согласен с автором, явился образцом веры, проникнутой разумом.

Подобно Ибн-Дауду, Маймонид, отдавая дань своему времени, обратил свои взоры к Аристотелю. В философии Аристотеля Маймонид стремился найти рациональное обоснование еврейской веры и традиции. Чтобы интерпретировать Тору в терминах философии Аристотеля, ему пришлось прибегнуть к аллегорическому толкованию текста. Несмотря на весь свой рационализм, он считал и не уставал подчеркивать, что человеческий разум по природе своей несовершенен, так что не может служить конечной инстанцией в вопросах истины; последнее слово всегда должно оставаться за Откровением. Таким образом, Маймонид был готов руководствоваться разумом во всех вопросах несущественного характера при условии, что основы традиции остаются незыблемыми. Это отличие существенного от несущественного и есть величайший вклад Маймонида в еврейское мышление. Ни в чем это отличие не проявляется так явно, как в его решении проблемы творения.

В то время как все предшествующие философы делали доктрину сотворения мира во времени одной из центральных религиозных проблем и привлекали в ее защиту все возможные аргументы, Маймонид был первым, кто изъял ее из области религии. По его мнению, для религии важно лишь одно: признать, что мир был сотворен свободной Б-жьей волей. Без этого рушится все учение Торы о вмешательстве Б-га в естественно-исторический процесс. А раз так, то центр тяжести переносится на другой, действительно решающий с точки зрения еврейского мировоззрения вопрос: является мир продуктом причинно-следственных связей или результатом деятельности свободной от них Б-жественной воли? Первая точка зрения восходит к Аристотелю, который видит в Б-ге первопричину, вызвавшую мир к бытию в порядке необходимости — так, как, скажем, лучи солнца порождаются солнечным теплом. Такое воззрение, очевидно, несовместимо с традиционным мировоззрением и должно быть поэтом отброшено. Но существует и другая концепция, принадлежащая Платону. Хотя Платон и разделяет убеждение в том, что мир существовал вечно, он видит в Б-ге Мастера, который придал форму некой бесформенной предсуществовавшей материи. Эта теория как таковая не обязательно исключает участие Б-жественной воли в творении как силы, вызвавшей мир к Бытию. Мир существовал вечно, потому что Б-жественный Мастер вечно желал этого. Теория Платона, таким образом, не содержит в себе ничего предосудительного с точки зрения веры. Единственный ее недостаток состоит в том, что она не согласуется с буквальным смыслом текста Торы, где описывается, как Б-г вызвал мир к бытию в определенный момент времени.

Легкость, с которой Маймонид принимает идею извечного бытия мира в понимании Платона, свидетельствует о том, что для специального доказательства существования Б-га он в самой концепции творения мира не нуждается. Доказательства бытия Б-га Маймонид ведет исходя из предпосылки о вечности мира. Он формулирует двадцать шесть постулатов, выведенных из "Физики" Аристотеля, в большинстве своем основанных на невозможности существования бесконечного причинного ряда. С помощью этих постулатов Маймонид выводит множество доказательств бытия Б-га, идя в своих рассуждениях от созданий к Б-гу как Перводвигателю и как Первопричине, в котором завершается конечный причинный ряд. Опуская его доказательства, слишком специальные по своему характеру и выходящие за рамки нашей статьи, мы должны только отметить, что два его довода уже использовал ранее Авраам Ибн-Дауд, но у Маймонида они разработаны более тщательно, что позволяет ему доказать бытие Б-га, бесконечного, бесплотного, несоставного, вечного и уникально-первичного. Философия напряглась, поднатужилась, собрала в кулак мозги, изможденные греческими проблемами, но доводы в изложении и аргументации Маймонида приняла. И это немало — заметим мы не без удовольствия…
{* *}