Top.Mail.Ru

Рабби Иеhуда hа-Леви из Толедо

14.04.2001

Новый шаг в еврейском философском мышлении был сделан поэтом и философом Иеhудой hа-Леви из Толедо (ок. 1085-1140 гг.). Если предшествующие философы стремились защитить иудаизм или религию в целом от нападок рационалистической философии, то Иеhуда hа-Леви хотел показать преимущества еврейской традиции над христианством и мусульманством.

С этой целью он написал книгу "Кузари", сочинение на арабском языке, имеющее подзаголовок: "Книга доводов и доказательств в защиту униженной религии". "Кузари" написана в форме диалога между еврейским мудрецом и царем хазаров (тюркского племени, проживавшего на Волге), который вместе со своим народом принял в VIII веке иудаизм. hа-Леви был первым, кто разграничил требования философии и требования Откровения или, выражаясь его собственным языком, "Б-га Аристотеля и Б-га Авраама" (Кузари, 4, 6).

Наилучшее, что может дать философия, — это убедительные доказательства бытия Б-га, господствующего в мире и организующего мир. Но все это, не достигает даже подножия веры, которая устанавливает тесную взаимосвязь между человеком и Б-гом. Личностная по своей природе, эта взаимосвязь может быть результатом лишь личного опыта, внутреннего просветления, откровения. Поэтому любое заявление индивида об осенившем его откровении внушает обычно сомнения и подозрения в субъективизме, самообмане и самовнушении.

Подобные подозрения отпадают, однако, по отношению к Откровению, свидетелем которого был весь народ. Такое Откровение даровано было Израилю на горе Синай. Синайское Откровение становится, таким образом, для hа-Леви единственной неприступной опорой, источником ведения, знания и прямого контакта с Б-гом — без чего нет живой традиции и понятие Б-га из реальности в нашей душе постепенно превращается в омертвелую глыбу, которую называет тем же словом Аристотель — и гарантией истинности веры.

Израиль — в первую очередь народ Откровения, народ Пророков. В этом состоит его избранничество. Это поручение, а не привилегия! Оно не отклонение от нормы, а лишь одно из многих проявлений процесса Б-жественной селекции. Действуя в природе, Б-жественный отбор образует отдельные основные царства: царство неживой природы, растений, животных и человека. Подобно делению в мире природы, внутри человеческого царства идет свой процесс деления, в ходе которого некоторые индивиды наделяются особой Б-жественной способностью — пророческим духом, который позволяет им вступать в общение с Самим Б-гом.

Б-жественная пророческая способность, которую hа-Леви называет Иньян hа-Элоки (Б-жественное дело, б-жественный смысл), была впервые вложена Б-гом в Адама, прямое создание Его рук, от которого она передавалась непрерывной цепочкой по наследству избранным личностям, пока эта цепь не привела к сыновьям Яакова, от которых эту способность унаследовало все израильское сообщество, которое мы теперь и называем словом "б-гоизбранный народ". То есть — среди прочего — избранность евреев среди всех народов мира (на которую так нешуточно обижались и так много точили зубы, но ничего не смогли с ней поделать разные религиозные и государственные мужи во все века!) означает тот простой факт, что мы настроены с Б-гом чисто психологически на одну "волну". Значит — в каждой еврейской душе имеется крупица того б-жественного смысла, которая позволяет установить с Творцом совершенно естественный, личный и прямой контакт. Это-то и попытался мудрец объяснить хазарскому царю.

Благодаря такой наследственной способности, Израиль был избран стать народом пророков, и каждый еврей, хотя бы потенциально, обладает этим даром и поэтому способен на величайшие духовные достижения. Но на развитие этой способности, как и любого другого наследственного свойства, влияют питание и среда. Здесь и вступают в действие Тора и Святая Земля Израиля. Рабби Иhуда hа-Леви считает священными предписания Торы и особенно заповеди. Они служат как бы каналами, проводящими духовную энергию, излучаемую "Б-жест-венным началом". Таким образом, заповеди Торы обеспечивают методическое питание, необходимое для развития Б-жественного дара, и способствуют появлению пророческого духа. Подобно Торе, и Святая Земля, "воздух которой умудряет человека", обладает сакраментальным — то есть священным и неотъемлемым от нее свойством, создающим соответствующее физическое окружение. Тесно связан с Торой и Святой Землей Святой язык, который, благодаря своей специфической структуре и красоте, является наилучшим способом передачи пророческого духа.

Тем не менее, Иеhуда hа-Леви был по существу человеком универсальных взглядов. Избрание Израиля для него есть общечеловеческое Б-жье избранничество. "Израиль, — заявляет он, — это сердце народов, играющее в мире ту же роль, что и сердце в человеческом организме" (Кузари, 2, 36 и далее). Этот народ наиболее чувствителен к лишениям и страданиям мира и одновременно наделяет цивилизованное человечество своей нравственно-духовной жизненной силой. И другие народы, подобно Израилю, наделены пророческой способностью, но у них она на более низком уровне. В грядущем царстве Мошиаха все народы достигнут той степени духовной жизни, которая сейчас дана Израилю, все они созреют и дадут плоды, корень которых — Израиль.

Все эти возвышенные идеи выражает Иеhуда hа-Леви, признанный величайшим поэтом эпохи, и в своих стихотворных произведениях, многие из которых вошли в синагогальное Б-гослужение. С особой же силой поэтический гений hа-Леви выразился в его великолепных песнопениях в честь Сиона — горы, на которой стоит Иерусалим, но это больше чем просто географическое название, это смысловой стержень собственных еврейских представлений об избранности и о том, кто нас избрал — и зачем…

Некоторые наиболее прославленные его песни, полные блеска и красоты, до сих пор произносятся в еврейских общинах всего мира в день Девятого Ава — дата, соответствующая разрушению Иерусалимского Храма — и неизменно потрясают сердца скорбящих. Любовь к Сиону была единой и всепоглощающей страстью hа-Леви. Под ее влиянием поэт решился пуститься в далекий путь и, невзирая на опасности и лишения, достиг Иерусалима, у стен которого, по преданию, он погиб. Когда он нагнулся, целуя Святую Землю, арабский всадник пронесся на полном скаку через ворота и раздавил его насмерть.
{* *}