Статус материнства

25.12.2001

В возможностях современной медицины (пересаживать зародыш на ранних стадиях развития от зачавшей его родной матери другой женщине, в утробе которой он доразовьется и от которой родится на свет) выяснение галахического статуса материнства (кто является матерью?) будет иметь следствие как в отношении запретов кровосмешения, так и в вопросах наследства и др. имущественно-финансовых обязательствах между ребенком и матерью.

Один из талмудических источников, помогающих разрешить этот вопрос, служит закон в трактате "Ибамот" ("Левиратные браки"): "гер" (прозелит), рождение которого было в святости (от уже прошедшей "гиюр" матери), но зачатие не в святости (его мать приняла иудаизм будучи уже беременной), имеет родственников по материнской, но не имеет по отцовской линии".

Этот закон опирается на известное галахическое правило, согласно которому совершивший гиюр считается как бы заново родившимся, и поэтому не имеет родственников со стороны предков, включая отца и мать. В приведенной выше ситуации и мать, и ребенок совершают гиюр, и потому считаются, согласно галахе, с того момента вновь родившимися. Однако же их родство имеет законную силу — "имеет родственников по материнской линии". Следовательно, рождение ребенка, хоть и приобретенного в виде зародыша и не имевшего отношения к родившей их матери до того (согласно галахе, в талмудическом, и физически исследуемом случае) считается по закону Торы фактором, определяющем материнство, а, следовательно, и еврейство, в случае, если та женщина, которая его родила, была еврейкой.