Top.Mail.Ru

Когда наступит «конец»?

13.02.2002

Так сложилось, что барометром общественного мнения принято считать прессу. Из нее мы зачастую узнаем о «светлом, добром и вечном» и о том, как правильно подобает жить добропорядочному человеку. Но время от времени эту общую идиллию «общественного мнения» нарушают несанкционированные события: войны или вооруженные конфликты, природные или «кастем-майд» катаклизмы, сообщения о летающих тарелках или инопланетянах и т.п., которые заставляют задуматься и кое-что пересмотреть. В эти трогательные минуты общественное мнение устремляет свои взоры на страницах прессы в неизведанную эзотерическую даль нечеловеческого познания. Цитаты из пророчеств Нострадамуса пересыпаются простонародными доводами провидицы Ванги и обязательно подтверждаются астрологическими прогнозами, которые, как это принято считать в оккультных (и не только) кругах, предвещают «обещанный» апокалипсис – конец мира.

Мир, конечно, жалко немного, но себя как-то больше. Неужели все так печально и необратимо?

Впрочем, наиболее либеральные издания приводят еще и альтернативные точки зрения на судьбу мира, среди которых особенно выделяется традиционная еврейская точка зрения. Но поскольку цель нашего очерка выходит далеко за рамки светской прессы, ограниченной «объективными» суждениями об эзотерических материях, то мы в отличие от них позволим себе сконцентрироваться на традиционных еврейских источниках, чтобы пролить свет на волнующий вопрос, что нас ждет в «конце мира»?

Надо сразу сказать, что еврейские мудрецы разных поколений также видели в некоторых исторических событиях намеки на ближайший приход Мошиаха и наступление Освобождения, только с той лишь разницей, что предвещало это совсем не апокалипсис, а новый гармоничный и мирный этап в жизни человечества.

Предсказаниями и расчетом времени, когда должно наступить Освобождение, занимались наиболее выдающиеся мудрецы разных поколений. Среди них были Рабби Акива и рабби Шимон бен Иохаи, Рабби Саадия hа-Гаон и Раши (рабби Шломо Цхаки), Рамбам (Моше бен Маймон) и Рамбан (Рабби Моше бен Нахман), рабейну Бехая и Абарбанель, Аризаль и Ор hа-Хаим, рабби Шнеур Залман из Ляды и Хатам Софер, Мальбим и рабби Шолом-Дов-Бер (Любавический ребе в пятом поколении) и другие. Любой интересующийся еврейской историей человек узнает в этом неполном списке самых известных и влиятельных авторитетов Торы, чьи деяния до сих пор служат примером для всего еврейского народа.

Однако каково будет наше удивление, что на занятие расчетов и предсказание времени прихода Мошиаха существует совершенно недвусмысленный запрет. Так, Талмуд в трактате Санhедрин (97б) приводит различные расчеты мудрецов поколения танаев и амораев о наступления «конца» и заключает: «Что означают слова пророка Хавкука: «Ибо есть еще время до исполнения видения, и взлетит оно к концу (Освобождению), и не обманет оно; если замедлит — жди его, ибо придет непременно; не опоздает»? Сказал рабби Шмуель бар Нахман, сказал рабби Инотан: «Взлетят (сгинут) кости рассчитывающих наступление «конца», поскольку говорили они, что наступил «конец» и не пришел (Мошиах), (значит) снова он больше не придет, но все равно надо ждать его, как сказано: «Ибо придет непременно; не опоздает». Данное суровое мнение по поводу практики рассчитывать наступление «конца» нашло также отражение в своде законов (hалахе). Так, Рамбам в законах «О царе и войне» пишет (12:2): «И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Мошиахе.… И не следует заниматься ему вычислением сроков прихода Мошиаха. Сказали мудрецы: «Да отлетит душа тех, кто вычисляет наступление «конца»…»

После этих резких слов как-то не стыкуются комментарии величайших из мудрецов, которые были в первом же ряду, кто нарушил этот суровый запрет. Даже сам Рамбам, который записал его в своем кодексе как непререкаемый закон, пишет в знаменитом послании йеменским евреям о приближающемся по его расчету «конце» (Игерет Теймань перек 3): «По этому поводу есть у нас традиция, что в словах Бил’ама (Бамидбар 23:23) «…в свое время рассказано будет Яакову и Израилю о том, что совершал Всесильный» содержится тайна, что от шести дней творения следует отсчитать время до пророчества Бил’ама и прибавить его к году, когда пророчествовал Билам … четыре тысячи девятьсот семьдесят шесть лет от сотворения мира (1216 г. н.э.) … это самый точный расчет «конца».

Но не надо думать, что закон что дышло.… Традиция иудаизма выстояла все испытания только благодаря незыблемому закону. Тогда в чем же разгадка столь странного поведения еврейских мудрецов, пренебрегших, на первый взгляд, запретом, который таит в себе опасность подорвать веру народа в приход Мошиаха?


{* *}