Top.Mail.Ru

Не умеешь — научим! Не захочешь — заставим?

13.06.2002

Вопрос:

«Разрешено ли заставлять еврея (даже если он очень не хочет) делать мицвы (заповеди Торы)?»

Ответ:

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, следует сделать короткое вступление.

1. «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему; увещевай ближнего своего и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего как самого себя: Я – Б-г.»

2. «Не увещевай насмешника (гордеца), чтоб не возненавидел он тебя; увещевай мудрого, и полюбит он тебя»

3.И еще одна цитата, но уже не из еврейского источника: «Русский ворует – кричат: «Держи вора!», еврей ворует – кричат: «Бей жидов!»

В еврейском мировоззрении существует принцип «Исраель аревим зэ ла зэ» (Евреи ответственны друг за друга ). Ответственность эта – не абстрактное понятие, а руководство к действию. Сказав: «Люби ближнего своего как самого себя», Тора говорит: «Увещевай ближнего своего». Иудаизм уважает право человека на личную жизнь , тем не менее следует помочь человеку, даже без его ведома. Жить по законам Б-га и согласно вере предков – достойно и полезно для души и тела еврея, поэтому мы имеем право на такое вмешательство, как увещевание. Это – идея первой приведенной цитаты в развернутой форме.

Вторая цитата обговаривает условия «увещевания»: одному наставление понравится, другому – не очень. Если же очевидно, что человек не воспримет Ваши слова как пользу и добро, то, по крайней мере, в сфере исполнения заповедей лучше и для себя («чтоб не возненавидел он тебя»), и для него («Как мицва сказать вещь, которая будет услышана, так мицва промолчать, когда слова услышаны не будут») будет промолчать.

Другой важный фактор в подобных ситуациях – пытаясь подвигнуть человека на один положительный поступок, не подвигнуть его на другой – отрицательный. Говоря о применении этого правила в сфере исполнения заповедей, то есть убеждая человека исполнить заповедь, важно преподнести ему так, чтоб это вызвало в нем уважение к религии и религиозным евреям.

***


Отвечая на Ваш вопрос, сразу скажу, что, не зная подробностей ситуации, крайне трудно ответить на большинство житейских вопросов, тем более в письменной форме. Поэтому опишу лишь общие правила, а если Вас будет интересовать более точный ответ, прошу описать конкретный случай.

В свете поставленного вопроса следует разделять людей на две категории: находящихся под нашей ответственностью (дети по отношению к родителям, ученики – к учителю) и не находящихся (друзья, знакомые или незнакомые евреи). Если в первом случае, когда все попытки убедить подопечного не увенчались успехом, родитель или учитель имеет право на принуждение, то во втором эта возможность исключается. Заставить другого исполнить заповедь можно, только убедив его сделать это.

В завершение хотелось бы сказать, что опыт доказывает: в большинстве случаев убеждение гораздо эффективней (и по качеству, и по продолжительности воздействия) принуждения! В Торе рассказывается о том, что Моше (Моисей), чтоб напоить евреев водой в пустыне, ударил по камню и из него потекла вода. Б-г не только не вменил ему это в заслугу, но еще и наказал за это, не впустив в Землю Обетованную (Моше должен был помолиться Б-гу у камня и попросить, чтоб вода потекла, а не бить по нему).

Задай вопрос раввину

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}