Риск жизнью ради спасения жизни

24.10.2002

Вопрос: Есть ли право подвергать непосредственной опасности солдат и рисковать их жизнью для того, чтобы спасти заложников или солдата, раненного на поле боя?

Ответ: Вне сомнений!

Однако следует провести четкую границу между гражданской и военной ситуациями.

Гражданская ситуация – вопросы жизни и смерти в нормальном течении жизни. В таком случае ответ на подобный вопрос — должен ли человек рисковать своей жизнью ради спасения другого — не был бы столь однозначным. Мудрецы считают, что забота о сохранении собственной жизни ставится выше заботы о спасении жизни ближнего. Т.е. человек не обязан подвергать себя опасности ради спасения другого. Если же опасность для жизни спасателя неоднозначна или маловероятна, возможен риск ради спасения.

«Забота о собственной жизни стоит на первом месте, но когда речь идет о том, что человек только еще может попасть в ситуацию, угрожающую его жизни, но точно неизвестно, возникнет ли реальная угроза его жизни, на нем лежит обязанность принять все меры для спасения ближнего, если без его помощи у того нет никакой вероятности сохранить свою жизнь” (“Шулхан Арух” — Хошен Мишпат 426).

Так, например, в наше время производится пересадка почки от одного человека другому, поскольку считается, что риск для жизни донора небольшой, а заповедь спасения жизни ближнего — одна из самых важнейших в Торе.

Однако речь о безопасности жизни спасающего может идти только в том случае, если речь идет о нормальном течении жизни.

***


В военной ситуации — в армии или во время других боевых действий — существуют два принципа:



1. “Один за всех и все за одного”. И хотя это высказывание не принадлежит еврейским мудрецам, а стало известным благодаря Александру Дюма, оно является абсолютной истиной для военной ситуации.

2. Безопасность нации важнее безопасности частного лица.

Служба в армии связана с риском для жизни во имя национальных целей. Вне всякого сомнения, этот риск должен быть как можно меньше, но избежать его полностью невозможно. Нельзя оставлять раненых на поле боя, даже если это связано с риском для жизни других солдат. Всякий солдат знает, что он не один и что друзья по оружию его никогда не оставят. Без такой уверенности ни у кого не будет сил выполнять опасные приказы и выходить на трудные задания. В ситуации, когда опасность для жизни является неотъемлемой частью существования нации, нельзя исходить из соображений безопасности того, кто должен прийти на помощь своему товарищу.

В ситуации с освобождением заложников действует аналогичное правило. Государство, в котором граждане являются потенциальными избирателями, а часть из них – солдаты в прошлом или будущем, не имеет права бросать их на произвол судьбы в момент опасности. Такое поведение неминуемо приводит к хаосу и потере реальной силы власти государства. Это – национальная угроза, которая, с точки зрения иудаизма, опасней угрозы отдельному человеку.

***


У некоторых может возникнуть вопрос: «Какой смысл подвергать опасности жизнь многих во имя попытки спасти одного?» Во время военных действий обычное правило Торы: «и берегите очень свою душу» (Дварим 4:15) относится к душе, безопасности нации. Не подлежит сомнению, что необходимо избегать опасности везде, где только возможно, и в той степени, в которой это возможно. Но все, что необходимо делать для обеспечения существования нации, делают невзирая на опасность.

Да будет желанно перед лицом Вс-вышнего, чтобы такие вопросы впредь были лишь теоретическими, а их практическая сторона была лишь знание Торы и законов Б-га! .



Задай свой вопрос раввину!

Раввин Йосеф Херсонский