Разрешено ли еврею делать татуировку?

19.11.2002

Вопрос: Я слышала, что иудаизм отрицательно относится к нанесению на тело татуировок. Правда ли это и, если да, то почему?

Ответ:

«Не обривайте волосы висков ваших, и волосы бороды твоей не уничтожай… и надпись в глубине (между кожей и мясом) не наносите себе, Я — Б-г» (Ваикра 19:28)



Прежде всего следует отметить, что существует определенное затруднение в ситуации, когда Б-г говорит о чем-то или заповедует что-то, но не аргументирует Свои слова, не объясняет причину Своего высказывания. Так в Торе написано: «…и надпись в глубине (между кожей и мясом) не наносите себе, Я — Б-г». Аргумент и причина — «Я — Б-г». Поскольку в силу различных обстоятельств мы не всегда в состоянии адекватно и всеобъемлюще понять Его мотивацию, цели, которых Он хочет достигнуть (в некоторых случаях лишь постфактум), очень трудно с уверенностью давать свои объяснения. Однако некоторые предположения высказать можно:

1. По мнению одного из авторитетов еврейского законодательства, рабби Яакова (XIII-XIV век), автора законодательного кодекса Тур, следует понимать смысл и цель этой заповеди в свете понимания контекста. В этой главе упоминаются законы, отдаляющие евреев от язычников и от их образа жизни. Возможно, что причина и этого запрета — в максимальном отдалении евреев от идолопоклонства, язычества (формального культа или языческого мировоззрения).

Язычество: у язычников было принято выкалывать имя божества на своем теле. В свете этого смысл запрета наколок — запрет носить на теле клеймо того или иного идола.

Т.е. запрет распространяется на нанесение татуировок имен тех или иных божеств. В данном случае не имеет принципиального значения, поклоняются сегодня люди этому идолу или нет.

Языческое мировоззрение: взгляд иудаизма как классической монотеистической религии таков: всё существующее имеет одного хозяина и правителя, Б-га. Как знак этого, от рождения тело человека чисто от всяких знаков принадлежности кому-либо или чему-либо. В древние времена татуировка служила клеймом, знаком принадлежности раба хозяину. У евреев знаком на теле является обрезание это — знак союза, заключенного евреями с Б-гом, знак избранности нашего народа. Запретив нанесение тату, Б-г хотел показать, что помимо правильности поступков, важно иметь правильное мировоззрение: нет у человека других хозяев, кроме Б-га!

Т.е. запрет татуировки — запрет постоянных знаков на теле, без различия между «именами» и изображениями.

2. Другой смысл запрета татуировки, на мой взгляд, заключается в следующем:

Татуировка — стабильный знак на теле, удалить который практически невозможно. Человек должен оставить себе, в хорошем смысле, «возможность на отступление», возможность улучшиться. Татуировка — практически неотвратимый шаг. Бесследно избавиться от нее практически невозможно. Вероятно, запретив татуировку, Тора хотела показать людям свое отношение к их поступкам: Б-г почти всегда предоставляет человеку второй шанс! Не ставь же сам себя в такую ситуацию, когда естественного пути назад не останется!

Все это и составляет отношение еврейского народа к татуировкам.

Подборка ответов раввинов о нанесении татуировки.

Задай свой вопрос раввину!

Раввин Йосеф Херсонский